Отдание праздника. Отдание праздника благовещения День Святой Троицы

  • 13.02.2024

Заключающий день огромного христианского праздника, отмечают верующие христиане 8 декабря 2018 года. Отдание, взяло свое начало в празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, когда родители Святой Девы Марии ввели ее в Храм Господа, чтобы Дева начала исполнять свое святое предназначение.

Предыстория торжества Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Величайший праздник христианства Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы входит в ряд Богородических праздников христиан по всему миру.

Первым в этой серии отмечается праздник Введения Святой Девы Марии в Храм Господний, который начинают отмечать 4 декабря. Именно в этот день начинается Рождественский, пост, это один из двух крупных постов в христианской вере, который заканчивается 7 января.

Торжество Введение в Храм Пресвятой Богородицы основано на истории, которую повествует Библия, явления непорочного зачатия и введение Девы Марии в Храм Господний для служения Богу.

В хвалебных молитвах прихожанам церквей и храмов по всему миру рассказывается история Марии, которая в возрасте 3-х лет оставила мирскую жизнь, и как ей было предначертано уверовала в Бога, и служила ему до конца своих дней. Мария была введена в наивысший ранг святых. Ее образ, как покровительницы людей почитается по всему миру.

Святая Мария, является ключевой фигурой в торжестве Отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица была дарована своим родителям, с одним условием, что они отдадут ее в возрасте 3-х лет для служения Богу, и что ей предначертано выполнить важную миссию. Стать матерью сына Господа, через непорочное зачатие. Есть также противники версии непорочного зачатия, которые яро отрицают этот факт.

В церквях воспевают историю поднятия маленькой девочки по высоким ступеням храма, всего их было 15 и были они по преданию неподступны, что не каждый муж мог взобраться вверх по этим ступеням. А маленькая девочка, без проблем преодолела все ступени высокого храма, где уже ждал ее отец Ионна Предтечи, священник Захарий, который повел ее в одно из святейших мест храма, где посвятил Марию в специальном обряде, который готовил все свои годы служения для избранной Девы Марии.

Святая Дева Мария, в 14 лет поклялась быть непорочной, и верной только одному Господу Богу. Так сбылось предначертанное, Мария родила сына Господа Бога Иисуса Христа, который пришёл в наш мир, для того чтобы его распяли за все грехи людские. Мария с самого детства знала, как сложиться ее дальнейшая судьба.

Ограничения для верующих в день Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Праздновать подобные праздники, на протяжении нескольких дней, является уже закономерной последовательностью, которая сложилась на протяжении многих веков.

Отданием, можно называть последний день празднования великого праздника, который также празднуется во всех православных храмах России. В этот день праздник отмечается с такими же масштабными действиями, как и в самый первый день.

Этот праздник отмечается больше для мирских людей, так как он приобщает верующих к осознанию деяний Девы Марии, и объясняет ее значимость для церкви и роль в становлении всего христианства в целом.

8 декабря, все торжества в церкви по этому поводу прекращаются, это как бы считается заключительным днем. В этот день обычно верующие не сочетаются браком, не могут принимать переломных решений в своей жизни.

Также, как и во все большие церковные праздники, запрещено делать ручную работу, например, гладить и убирать. Шитье также находится под запретом, во время празднования этого праздника.

Сегодня также в посту, разрешено кушать только продукты, которые не поверглись термической обработке. Во всех церквях прозвучат те молитвы, которые были прочтены во время первого дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

В самый день праздника - вечером св. Четыредесятницы службу в седмичные дни (кроме субботних и воскресных дней -вечерам, т.к. в эти дни служба начинается с вечерни, а затем малое повечерие и утреня) следует начинать с малого повечерия, на котором по прочтении "Честнейшую" произносится молитва св. Ефрема Сирина со всеми поклонами. Отпуст малый: "Христос истинный Бог...".

На 9-й песни канона вместо "Честнейшую" следует петь праздничные запевы.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

История праздника.

Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе - с V века при папе Геласии (494 г.).

В 543 году при императоре Юстиниане, по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона.

Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля есть сороковой день от Рождества Христова (25 декабря).

Особенности богослужения.

Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники (см. Типикон, 2 февраля). Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется "очищением" Пресвятой Девы.

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом входе произносится входной стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник). (Этот отпуст отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье).

На всенощном бдении читаются три паремии: первая (Исх. 12,51; 13,1-3; 10-16; Лев. 12 гл.) - об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая (Ис., 6 гл.) - о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка; третья (Ис.10, 1-21) - о видении пророком Исаией Египта, куда "придет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном", что вскоре после Сретения Господня действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Матерью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.

На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени, тропарь праздника (гл. 1-й):

"Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение". На полиелее величание праздника:

"Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень" .

Прокимен: "Помяну имя Твое...", Евангелие от Луки, зач. 8. На "Слава": "Молитвами Богородицы...", "И ныне": то же, "Помилуй мя, Боже"...

Канон праздника "Сушу глубородительную землю", творение св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари - на 12. Катавасия - праздника. Припев к праздничному канону поется: "Пресвятая Богородице, спаси нас". По 3-й песни - седален, по 6-й песни - канон и икос.

Кондак: "Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, Едине Человеколюбче". На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника (их всего 14). (После первых двух припевов поется ирмос:

"В законе сени и писаний..."; после каждых следующих четырех - читается тропарь песни). В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: "Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюби и спаси на Тя уповающих".

Ирмос: "В законе сени и писаний (в тени и букве закона -А. И.) образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят (посвящается - А.И.) Богу.

Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем".

На литургии - входной стих: "Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою". Прокимен: "Величит душа Моя...". Апостол к Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: "Чашу спасения прииму...".

1) Богослужение Сретения, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста. Это происходит по той причине, что начало Постной Триоди (Не-деля мытаря и фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между 11 января и 15 февраля и праздник Срете-ния (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью. "Покаяния отверзи..." во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо Покаяния..." следует петь: "Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же и "Помилуй мя, Боже...". А псалом 136, "На реках Вавилонских...", следует петь в Недели - блудного, мясопустную и сыропустную.

Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина, на 6-м часе и на вечерни - паремия. Примечание: Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой" вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на "Слава" и на утрени на хвалитех - тоже на "Слава".

Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы.

Если Сретение приходится на Сырную неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания.

Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника, переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную.

II) Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случится. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста.

III) Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.

IV) Попразднство имеет обычно 7 .дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной - попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней.

В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно - в четверг, пятницу или субботу. Примечание. Если праздник Сретения случится:

а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы;

б) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг;

в) во вторник или среду сырной седмицы - отдание в сырную субботу;

г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную неделю;

д) в Сыропустную неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет.

Второй день праздника - 3 февраля - Церковь посвящает памяти участников события - святых праведных Симеона Богоприимца и анны пророчицы (служба шестеричная).

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

История праздника

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января праздновалась "кончина Девы Марии", а 14 августа - "взятие на небо". Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших Человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке - два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным.

Особенности богослужения.

Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в V веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две недели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы).

В Успенском посту, как и в постах Петровом и Рождественском, в дни, не отмеченные никаким праздничным знаком, положено по уставу (Типикон, послед. 3 и 4 августа) петь "Аллилуиа" вместо "Бог, Господь", читать молитву св. Ефрема Сирина с поклонами и совершать часы вместо литургии. "Аллилуиа" и великие поклоны отменяются в дни предпразднства, попразднства, и в самый праздник Преображения (с 5 по 13 августа). В течение поста такое постное богослужение возможно только 2 раза: 3 и 4 августа (см. Типикон).

На всенощном бдении читаются три паремии - те же, что и на Рождество Богородицы (о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма; о доме и трапезе Премудрости).

На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника (трижды).

"В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, представилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша".

Вынос плащаницы совершается на всенощном бдении. По одной практике, плащаницу выносят через царские врата на "Бог Господь" при пении тропаря праздника, кафизма и малая ектения опускается. Хор сразу поет "Хвалите имя Господне...". По другой практике, плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектении, при пении "Хвалите имя Господне". Настоятель идет с Евангелием под плащаницей. Затем поется величание и совершается каждение всего храма, остальное - по обычаю. Величание:

"Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое". Прокимен, гл. 4, "Помяну имя Твое...". Евангелие от Луки, зач. 4, "Слава: Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же, "Помилуй мя, Боже..." и стихира: "Егда преставление Пречистаго Твоего тела..."

Канонов - два: первый - "Преукрашенная Божественною славою", гл. 1, Космы Маиумского (VIII в.) и второй - "Отверзу уста моя", гл. 4, Иоанна Дамаскина (VIII в.). По 6-й песни - кондак, гл. 2:

"В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную".

На 9-й песни вместо "Честнейшую..." поется припев и ирмос 1-го канона (служащие и Задостойником на литургии). Припев: "Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо". Ирмос: "Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая: действует бо рождество (рождение остается девственным), и живот предобручает смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое". На литургии. Все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен. Задостойник "Побеждаются естества уставы..." с припевом поется до отдания.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (14 августа) и 8 дней попразднства. Отдание праздника - 23 августа.

Отдание праздника

так называется последний день попразднества великих или дванадесятых праздников. Этот день отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения; присвоенное ему последование удерживает большую часть тех молитв и песней, которые были петы в самый праздник. Отдания праздника были приняты при организации богослужения в IV в. и преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова; в последующее время церковь, для большей торжественности, присоединила их и к другим великим праздникам.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Отдание праздника" в других словарях:

    ОТДАНИЕ праздника, последний день попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ) и некоторых великих праздников, отмечаемый особым богослужением … Энциклопедический словарь

    Отд’ание пр’аздника (Лев.23:36 ; Чис.29:35) завершение праздника (в оригинале: «торжественное собрание», срн. 3Цар.8:65). (см. попразднество) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    отдание\ праздника - отд’ание пр’аздника (Лев.23:36 ; Чис.29:35) завершение праздника (в оригинале: «торжественное собрание», ·срн. 3Цар.8:65). (см. попразднество) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Отдание Праздника - последний день попразднства. См. Попразднство … Православие. Словарь-справочник

    Отдание праздника - день, завершающий попразднество … Православная энциклопедия

    Отдание праздника - – термин обозначения конца попразднества дванадесятых и великих праздников. Отд. празд., или последний день попразднества великих праздников, знаменуется особо торжественным богослужением, во время которого исполняются все молитвы и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Отдание праздника Вознесения Господня - Празднование Вознесения Господня, которое совершается в сороковой день после Пасхи, имеет один день предпразднства, и восемь дней попразднства. В пятницу седьмой седмицы (недели) после Пасхи празднуется Отдание (окончание) праздника Вознесения. В … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Отдание праздника Пятидесятницы - совершается в следующую после праздника субботу; в 2010 г. празднуется 29 мая (16 мая по строму стилю). Пятидесятница (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в пятидесятый день Пасхи в память сошествия Святого Духа на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы - В среду 4 й седмицы (недели) после Пасхи в православной Церкви празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В 2010 году этот день выпадает на 5 мая (22 апреля по старому стилю). Предпразднства этот… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Отдание праздника, также аподосис (греч. απόδοσης отдача, возвращение; греч. τέλος του Πάσχα отдание Пасхи; англ. leave taking), в православном богослужении последний день попразднства многодневного, как правило, великого праздника … Википедия

13 января 2018 года, в субботу перед Богоявлением и день отдания праздника Рождества Христова, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор совершил Божественную литургию в Христорождественском храме пос. Мулловка Ульяновской области.

Сегодня Святая Церковь совершает отдание праздника Рождества Христова.

Православные праздники отмечаются не один день, но имеют так называемое предпразднство и попразднство. Эти термины означают следующее. Предпразднство ("перед праздником") – определенный период богослужебного календаря, службы которого содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой.

Праздник Рождества Христова, самый торжественный из праздников неподвижного цикла, имеет 5 дней, а праздник Крещения – 4 дня предпразднства, остальные праздники – по одному дню. Попразднство ("после праздника") – определенный календарный период, дни которого являются продолжением, хотя и менее торжественным в богослужебном плане, конкретного церковного праздника, причем его тема совмещается с самостоятельными литургическими темами этих дней. Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется "отданием праздника". Отдание праздника – последний день праздничного периода. Он отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, иногда почти воспроизводящим службу первого дня этого праздника. Рождество Христово имеет 6 дней попразднства, поэтому его отдание всегда совершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю)".

Первоначально отдание праздников появилось в IV веке для некоторых праздников, например, для Пасхи, Троицы, Рождества Христова, а позже принято Церковью для всех вообще великих праздников.

По окончании богослужения в Мулловском Христорождественском храме, где ныне молитвенно отмечается отдание престольного праздника, в честь которого и освящена церковь, Преосвященный епископ Диодор поздравил отца настоятеля и прихожан с этим событием, обратившись к присутствующим с проповедью.

В завершение Владыка преподал верующим архипастырское благословение.

Что такое «отдание» праздника?

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого — апо́досис - переводится с греческого языка как "возвращение "?

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета - в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: "…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте" (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: "В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…" (Чис. 29:35-39).

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднства "ушедшему" великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков - 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой .

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке - еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих - в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.

В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь - живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.

Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство , то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню - это, скорее, особое состояние.

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника - это также "суббота Господу Богу твоему". Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно - и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17:21).

В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в "красный" день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, "духе сокрушенном"?

И вообще - знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.

Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это - прежде всего…

Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви

Праздник

Дней
попразднства

Отдание

Рождество Богородицы

8 (21 ) сентября

12 (25 ) сентября

Воздвижение Креста Господня

14 (27 ) сентября

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Крещение Господне (Богоявление)

6 (19 ) января

14 (27 ) января

Сретение Господне

2 (15 ) февраля

Благовещение Пресвятой Богородицы

Пасха

среда , 6-я седмица по Пасхе

Преполовение Пятидесятницы

среда , 4-я седмица по Пасхе

среда , 5-я седмица по Пасхе

Вознесение Господне

четверг , 6-я седмица по Пасхе, 40-й день

пятница , 7-я седмица по Пасхе

День Святой Троицы

воскресенье , 7-я седмица по Пасхе

суббота , 1-я седмица по Пятидесятнице

Преображение Господне

6 (19 ) августа

13 (26 ) августа

Успение Пресвятой Богородицы

15 (28 ) августа

Не имеют отдания (а также предпразднства, попразднства) праздники:

- Рождества Иоанна Предтечи
- Усекновения главы Иоанна Предтечи
- Обрезания Господня
- Покрова Пресвятой Богородицы
- Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
.

СЛОВО НА ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

АРХИЕПИСКОП ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ
ВЛАДИМИР

Богородица точно как стена нерушимая
между Божиим гневом и людьми. Она отводит
большую часть громов Небесного Правосудия,
готового покарать грешников неблагодарных.
Только за такою стеною мы часто бываем безопасны,
между тем как мы думаем, что наша безопасность
есть следствие обыкновенного порядка вещей.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! День, когда Матерь Божия, Пречистая Голубица, отлетела от грешной земли в родные Небеса, - этот день стал всерадостным праздником Церкви Христовой. Понятно, почему торжествовал Горний мир чистейших духов явление своей Царицы. Но отчего ликовали и земные люди, казалось бы, оставленные Ею в сиротстве, среди бед и соблазнов этого мира? Оттого радовались святые апостолы, а вместе с ними все христиане, что обрели в Небесном Царствии такую Помощницу и Защитницу, равной Которой нет и среди могучих архангелов.

Успение Пресвятой Богородицы - второй по значимости праздник Православной Церкви после Воскресения Христова. Недаром этот день именуется Богородичной Пасхой. То была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не Небесным Гостем - Богочеловеком, но земной Девою - чистейшей и совершеннейшей из всех людей, и все же Одной из нас, земнородных, Пресветлой Дочерью человечества. Успение Пренепорочной Девы явилось кануном Воскрешения Ее в преображенном земном теле, что совершилось благоволением Божественного Ее Сына.

Вот уже десять дней воспевает Святая Церковь Успенские песнопения Матери Божией, "Преукрашенной Божественной славою", услаждая сердца верных Богородичной Пасхою. Воистину, никогда кончина праведника не была овеяна таким величием, не сопровождалась столькими чудесами и знамениями силы Господней. "Дивного Бога дивная Мати от начатка Своего и до конца Своего есть дивна: и в зачатии Своем есть дивна, и в житии Своем дивна, и в преставлении Своем дивна, вся есть единое дивное чудо", - восклицает святитель Димитрия Ростовский.

Христос Искупитель, вознесшийся в Отчее Царствие, до поры оставил на земле Пречистую Свою Матерь - как духовную Мать апостольской общины, юной христианской Церкви. "Се Матерь твоя" (Ин. 19, 27) - эти слова в час Крестной муки обратил Спаситель к любимому ученику, тем самым спеша усыновить Пречистой Своей Матери весь возлюбленный Им род христианский. И как некогда Пречистая Дева питала и лелеяла Младенца Христа, так же после Вознесения Божественного Сына утешала и наставляла Она оставшихся на земле верных Его последователей. Когда апостолы странствовали по дальним краям, благовествуя Учение Христово, души их согревались памятью о встречах с Матерью Божественного Учителя и надеждой новых благодатных свиданий с Нею, сознанием того, что в этом мире живет и неустанно молится о них Пресвятая Дева. Да, Материнское сердце первохристианской общины билось в скромном жилище апостола Иоанна Богослова, где проводила житие Богородица.

Бывший самовидцем земного Ее величия, святой Дионисий Ареопагит свидетельствует о том, каким счастьем являлось для верных общение с Пречистой: "Для меня несомненно - говорю как перед Богом, - что кроме Всевышнего Бога не может существовать ничего, столь исполненного Божественной силы и дивной благодати. Человеческому уму невозможно это постичь, однако я своими глазами видел благообразную и превосходящую святостью всех небесных ангелов Всесвятейшую Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Никакая честь и слава людей, прославленных Богом, не может сравниться с тем блаженством, какое испытал я, недостойный".

Два десятилетия - от Вознесения Христова до Успения Богородицы - были для несравненной души Пречистой Девы годами последних земных испытаний, благодаря которым во всем сиянии проявлялись Ее добродетели. Матерь Божия переносила испытание земной славой. Уже тогда, на заре христианства, начала сбываться воспетая Богоневестой при Благовещении провидческая песнь: "Отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1, 48). Ученики и последователи Иисуса восхищались и поклонялись Родившей Его, а Она оставалась кротка и смиренна и запрещала воздавать Ей хвалу в речах и писаниях. Пресвятая Дева прошла испытание мирской злобой: богоубийцы-фарисеи люто ненавидели Мать Спасителя и стремились убить Ее, а Она, уповая на Господа, без страха и гнева проходила меж ними, "как овца среди волков", "как лилия между терниями". Но самым тяжким для Пресвятой Девы было испытание Ее терпения - долгой разлукой любвеобильнейшей Матери с несравненнейшим Божественным Сыном.

Эту горечь разлуки Богоизбранная Дева превозмогала непрестанной молитвой, сокровенной беседой со Всевышним. Так сильна была Ее молитва, что вместе с Нею, точно одушевленные, кланялись Творцу масличные деревья Гефсиманского сада - любимого места уединения Богородицы. Любящая Мать всех людей, Она молилась о ближних и дальних, знакомых и неизвестных, добрых и злых, о помощи верным и прощении падшим. Горячие неустанные прошения духовной Матери человечества обнимали весь мир - страны и народы, настоящее и грядущее: Она молилась и за нас, живущих ныне, и за наших потомков.

Но что же для Себя Самой просила тогда Богородица у Господа и Сына Своего? Какой награды хотела Величайшая из рода человеческого за все свои скорби, труды и подвиги? Одного для Себя хотела Пресвятая Дева - кончины. Неустанно взывала Пренепорочная раба Божия к Рожденному Ею: "О, пресладкий Сын и Бог Мой! Помилуй Меня, Твою Матерь, до сих пор скорбящую, не видя Твоего лица, в печальной юдоли этого мира. Изведи из темницы тела душу Мою, ибо стремится душа Моя к Тебе, Бог и Сын Мой!".

Так пламенно молилась Пречистая Дева о том, что люди зовут смертью, что нам с вами кажется пугалом и страшилищем. А для Пресвятой Богородицы расставание с земной жизнью означало всерадостное свидание с Божественным Сыном, счастье созерцания Небесной Славы Его. Смиреннейшая из смертных, Матерь Божия просила, чтобы Господь для этого вывел Ее душу из тюрьмы тела - таков "путь всякой плоти", и Приснодева не надеялась для Себя ни на что большее. Кроткая Пречистая раба Господня не дерзала и догадываться о той лучезарной славе, которой Всевышний увенчает земное Ее житие, не ведала о том Царственном величии, которое уготовано было Ей в Небесном Отечестве. Пречудное празднество Успения Матери Божией включает в себя память о трех торжественных событиях. Первое - это Успение тела Пречистой и вознесение души Ее в Небесное Царствие. Вторым торжеством явилось погребение тела Богоизбранной Девы, сопровождавшееся множеством дивных знамений славы Ее. И наконец, венец и вершина торжеств - последовавшее на третий день Воскрешение Пресвятой Богородицы благоволением Божественного Ее Сына: первое явление Ее миру во славе Царицы Небесной.

Успение Пресвятой Богородицы есть тайна Промысла Господня - таинство окончательного разрушения врат смерти. По слову преподобного Антония Великого: "Как телу, когда совершенно разовьется во чреве, необходимо родиться, так душе, когда она достигнет положенного Богом предела, необходимо выйти из тела". Да, даже душам людей святых и праведных перед их вселением в Отчее Царствие необходимо принять жгучее лекарство кончины, как последнее очищение, - ибо и на них неминуемо оседала житейская пыль. Только два случая совершенной безгрешности знала история человечества. Единым Безгрешным явился воплотившийся Сын Божий Иисус Христос, и ту же несказанную чистоту стяжала смиренным подвигом Своего жития Пренепорочная Матерь Господа. Но зачем же Вселюбящий Бог попустил, чтобы святейшая всех святых, Богоизбранная Дева, не познавшая и тени греха, не нуждавшаяся ни в каком очищении, также прошла через темные врата смерти? Почему Пресвятая Богородица не была сразу вознесена на Небо во плоти, как в древности - праведные Енох и Илия, а позднее - приемный сын Ее, святой апостол Иоанн Богослов? Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа явилась и совершеннейшей Его Последовательницей. Так, вместе со Спасителем взошла Матерь Его на Голгофский Искупительный Крест - при виде Сыновних страданий "оружие прошло Ее душу" (Лк. 2, 35). Нестерпимая боль Материнского сердца Богородицы не могла бы сделаться страшнее от вещественных гвоздей и копья, от телесной пытки: то было жесточайшее распятие духовное. И так же не могла Пресвятая Дева не последовать трехдневному пребыванию Божественного Сына Своего во гробе. "Если непостижимый Плод Ее, ради Которого существует Небо, добровольно подвергся погребению, то и безбрачно Родившая Его отвергнет ли погребение?"

Первые люди, Адам и Ева, ослушались своего Создателя, изменили Небесному Отцу - и тем посеяли гибельные семена греха во всем человечестве. Искупителем прародительского преступления явился Новый Адам - Богочеловек Иисус Христос, неколебимый в верности и послушании Богу Отцу даже среди Крестных страданий и смертного мрака. И так же Новая Ева, Пречистая Богородица, свято хранила верность и послушание Всевышнему и среди скорбей земного жития, и при кончине Своей. Падение древней Евы, склонившейся к нашептываниям коварного змия - диавола, искупила Чистейшая из дочерей человеческого рода. Пресвятая Дева, чуждая всяким соблазнам, стерла голову змия Своею пятой, мужественно претерпев боль от укуса диавольского - казни Божественного Сына Своего. Так совершилась Искупительная Жертва Христова, нечеловеческую тяжесть которой понесли Божественный Сын и Пречистая Мать ради спасения рода человеческого, ради нашего с вами спасения.

Вселюбящий Спаситель украсил кончину Пресвятой Матери Своей дивными чудесами, превратив для Нее мрачное событие смерти в светлый, радостный праздник. "Господь сокрушил врата адовы, и даже самое имя смерти изменил, ибо она теперь называется уже не смертью, а успокоением", - восклицает святитель Иоанн Златоуст. И для кого могло быть желаннее и сладостнее успокоение в Царствии Божием, как не для истосковавшейся по Божественному Сыну Матери Его? Господь предвозвестил Богоизбранной Деве срок блаженного Ее Успения. За пятнадцать дней до этого желаннейшего для Нее события вновь узрела Она архангела-благовестника Гавриила, на сей раз принесшего весть о близкой кончине и ожидающей Ее Небесной славе: "Сын Твой и Бог наш призывает Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, дабы Ты царствовала с Ним во веки веков". А за три дня до Успения Приснодевы снова явился Ей архангел, чтобы вручить вещественный знак Божия благоволения - светоносную ветвь райского дерева, предназначенную для несения перед погребальным одром Богородицы.

Последним земным желанием Пресвятой Девы было проститься до кончины с духовными Своими детьми, учениками Христовыми. Это казалось невозможным: ведь апостолы в то время проповедовали Евангелие в дальних странах, были рассеяны по всей земле. Но что невозможно Богу Всемогущему? Дабы ублажить Матерь Свою, повелел Спаситель ангелам восхитить апостолов с мест их служения и принести к порогу жилища Богородицы. Преславное и предивное явление! "Они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией", - говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Все Христовы благовестники, кроме святого Фомы (тот отсутствовал по особому усмотрению Господа Промыслителя), собрались, чтобы проводить духовную свою Матерь в последний земной путь. Апостолы и недоумевали, и радовались неожиданному свиданию с Пресвятой Девой, но лица их омрачились, когда они узнали причину явленного над ними чуда. Сообщая о близком Своем Успении, Матерь Божия сияла счастьем скорой встречи с Божественным Сыном, но трудно было делить с Нею светлые чувства тем, кто думал, что Она оставляет их сиротами на земле. И Преблагословенная Дева утешила духовных детей Своих, говоря: "Не плакать, а радоваться вы должны, ибо по смерти Я ближе буду к Престолу Божию, удобнее умолю Бога и Сына Моего о вас, скорее милости испрошу у Него вам". А апостолов, продолжающих скорбеть о том, что лишаются они в этом мире лицезрения Ее, успокаивала Премилосердная Богородица смиренным обещанием: "Радуйтесь вместе со Мною, ибо отхожу к Сыну Моему и Богу. Меня же, если изволит Господь, и по Моем отшествии увидите".

"Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем" (Лк. 1, 46 - 47) - этой ликующей песнью Своей Богоизбранности встретила смиренная Дева Мария час Успения. Торжественными словами описана в церковном предании блаженная Ее встреча с Божественным Сыном: "Ужаснулись видевшие это; верх храмины как бы исчез в лучах Небесного сияния, и сошел Сам Царь славы Христос, окруженный тьмами ангелов и архангелов и с праведными душами патриархов и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве, и приблизился к Пречистой Матери Своей. Увидев Сына Своего, Она с радостным восторгом, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Он же, взирая на Нее очами, исполненными Божественной любви, сказал Ей: "Прииди, ближняя Моя; прииди, возлюбленная Моя; прииди, дражайший Мой перл, и вниди в обители вечной жизни". "Благословенно славное Имя Твое, Господи Боже Мой! - ответствовала Пресвятая Дева. - Ты благоволил избрать Меня, смиренную рабу Твою, чтобы Я послужила таинству Твоему! Помяни Меня, Царь славы, в бесконечном Царствии Твоем". Она возлегла на ложе и, взирая на пресветлое лице Господа, дражайшего Сына Своего, без всякого телесного страдания и как бы сладко засыпая, предала в руце Его пресвятую душу Свою". Сам Бог Сын вознес в Отчее Царствие величайшее сокровище Небесное, венец творения - смиренную душу Пренепорочной Богородицы. "Поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время земного Его младенчества, то в воздаяние за сие Сын Божий носит Ее душу на руках Своих в начале Ее Небесной жизни", - говорит об этом священном событии митрополит Филарет Московский.

Торжеством Небесным, отразившимся на земле, явилось погребение тела Матери Божией. Здесь Горнее Царствие зримо простерлось над земным шествием христиан, провожавших похоронные носилки Пресвятой Девы. Одру Богородицы, несомому верховными апостолами, предшествовал святой Иоанн Богослов, держа в руках райскую ветвь, лучащуюся благодатным сиянием. Многое множество сынов и дочерей Церкви, основанной Сыном Божиим и укрепившейся молитвами Пречистой Его Матери, собралось почтить Успение Приснодевы. А над земным погребальным шествием невиданным венцом Небесной славы простиралось светозарное облако и звучала дивная ангельская песнь: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лк. 1, 28).

Тем временем о небывалом шествии христиан и о причине его узнали иудейские первосвященники и книжники, и в них вспыхнула бесовская злоба. Снова, как во дни убийства Христа Спасителя, подкупили они воинов, подговорили несмысленный народ на совершение нового злодеяния - избиение учеников Христовых и сожжение тела Пречистой Его Матери. Но Бог не допустил свершиться их сатанинскому замыслу - облако славы Небесной накрыло собою погребальное шествие верных, стеною стало между ними и лютыми преследователями. Тотчас же множество злоумышленников было поражено слепотою. Эти несчастные бросались из стороны в сторону, разбивая себе головы о стены домов, или садились на землю, беспомощно оплакивая свое злополучие. Только один из нечестивцев попущением Господним прорвался к одру Пресвятой Богородицы. Это был иудейский священник Афоний. Обладавший недюжинной физической силою, еще удесятеренной полыхавшим в нем демонским неистовством, этот фарисей пробежал сквозь толпу христиан и уже схватился было за одр, на котором возлежало тело Матери Божией, думая сбросить его на землю. Но что же? Ангел Господень мгновенно отсек кощуннику обе руки по локоть, так что они остались висеть на погребальных носилках, а сам Афоний упал на землю с воплем: "Горе мне!"

Но, видимо, во глубине души этого заблудшего было и нечто доброе - Матерь Божия стала молить Господа о помиловании Ее оскорбителя, и Бог ниспослал Афонию спасительное покаяние. Во всеуслышание, принародно исповедал Афоний чудовищный свой грех, открыл жуткую правду о преступлении богоубийц-фарисеев: "Верую, что Иисус есть предвозвещенный пророками Спаситель мира, Христос! Мы и прежде видели, что Он есть Сын Божий; но, омраченные завистью и злобой, довели Его неправедно до позорной смерти. Он же силою Божества воскрес и посрамил нас, ненавистников Своих! Напрасно мы старались утаить Воскресение Его, заплатив много денег страже: мы не успели остановить славу, повсюду распространившуюся о Нем".

Слыша искреннее самообличение Афония, видя чистосердечность его покаяния, возликовала незлобивая Богородица в Небесах, возрадовались ангельской радостью все христиане, ибо эта заблудшая душа, смывая с себя чудовищный грех, возвращалась к Небесному Отцу. Помилованный грешник призвал имя Пренепорочной Матери Спасителя - и отсеченные руки вновь приросли к его телу, оставив только памятью о чуде вразумления тонкие алые шрамы вокруг локтей Афония. Потом стали подводить к одру Матери Божией и тех из ослепших кощунников, кто нашел в себе силы осознать свой грех, - и все они по молитвам безгневной Богородицы вновь обрели зрение телесное и прозрели дотоле слепыми душами.

Милосердная Матерь для всех, Пренепорочная Дева не желала ничьей печали в день славного Успения Своего.

А на третий день после всех этих чудесных событий Господь явил диво еще величественнее. То было всеславное и всехвальное Воскрешение Матери Божией.

Конечно, конечно же, иначе и не могло быть. Разве земля способна была надолго удержать Богоприимное тело Той, что сподобилась носить в Себе Невместимого Владыку мироздания? Разве мог Вселюбящий Сын Божий оставить в грешном мире хотя бы частицу существа Возлюбленной Матери Своей? Разве не заслужила смиренная Приснодева несравненным земным Своим подвигом всей полноты Небесного бытия? Лишь кратким отдыхом после земных скорбей явилось трехдневное пребывание тела Матери Божией во гробе. А затем, воскрешенная Всевышним, во славе преображенной плоти и Пречистого духа предстала у Престола Господня смиренная Избранница Его.

Попущением Божиим "всегда опаздывающий" святой апостол Фома не успел прибыть и на торжество проводов Богородицы в последний земной путь. Это лишение повергло святого Фому в столь тяжкую печаль, что сострадательные его собратья-апостолы решились открыть гробницу Пречистой, чтобы и он мог попрощаться с Нею. Однако, к недоумению благовестников, тела Усопшей в гробнице не оказалось. Удивление Христовых учеников, вспомнивших, что так же опустел некогда гроб Распятого Спасителя, сменилось радостным ожиданием нового великого чуда. И воистину: в тот же день явилась собранию апостолов Воскресшая Богородица. Явилась в Небесной славе, окруженная Ангелами, с благодатным приветствием: "Радуйтесь! ибо Я с вами во все дни". И, осчастливленные явлением духовной Матери своей, благовестники воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!" Успение и Воскрешение Матери Божией знаменовали завершение Домостроительства Святой Церкви Христовой. У Престола Царя Небесного явилась смиренная Царица, достойная неизреченного Его Величия. Пречистая Богоневеста была лучшим плодом, который человечество возрастило Всевышнему, - и Она же явилась драгоценнейшим даром Всещедрого Бога во спасение рода человеческого.

В Госпоже нашей Богородице слабые, нестойкие, грешные и недостойные люди, - все мы обрели Неусыпающую Молитвенницу, Любвеобильнейшую Заступницу, Могущественнейшую Помощницу. Царица Небесная, родная нам по человечеству, превзошла славою все силы ангельские - явилась Первой по Богу и после Бога. Даже праведный гнев Всемогущего Творца способна Она отвратить от жалкого грешника, если тот прибегнет к предстательству Владычицы. Взирая на величие Ее, святитель Димитрий Ростовский говорит: "Аще бы мя кто вопросил: что в поднебесной сильно, и паче всех крепчайшо? Отвещал бых: несть ино что крепчайшо и сильнейшо на земли и на небеси, якоже - по Господе Бозе нашем Иисусе Христе - Пречистая Владычица наша Богородица Приснодева Мария. Сильна на земли: Та бо сотре главу змия, Та попра адскую силу. Сильна на небеси: Бога бо Крепкаго молитвами Своими связует, Егоже иногда на земли связоваша пеленами. Связует, глаголю, Бога молитвами Своими: егда бо Он, прогневан сущи грехами нашими, хощет нас внезапными язвами казнити, Она простирает к Нему молебныя руце Свои и удерживает мстительную Того десницу, да не погубит грешных со беззакониями их".

Но в чем же власть, в чем же могущество Царицы Небесной? Повелевает ли Она стихиями, отдает ли приказы архангелам, дарует ли самовластно милость и благодать Божию? Нет, ничего подобного, и бесконечно далеки такие домыслы от истинного облика смиренной Владычицы. Вся Царственность, все могущество Ее - в молитве. Она молится о нас - эти слезные, неустанные прошения Матери к Господу и Сыну Ее оказываются сильнее всякой мощи, какую только способны вообразить ум человеческий и разум ангельский. Пречистая Дева, Молитвенница наша, с тихими своими просьбами является как бы всемогущей, "много бо может молитва Матери ко благосердию Владыки".

"Матушкой-Заступницей" называет Богородицу русский православный народ. Поистине неисчерпаема и неиссякаема любовь Ее Материнская, всепрощающая и всеспасительная. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей такою любовью, какою любит нас Матерь Божия. Только чистейшее сердце может любить всех людей, а чище сердца Ее у людей не было ни у кого.

Кому больше и заступаться за нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на Небе, во всей Небесной славе, но Она - от нас, с нашей грешной земли, жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать, не заступить Своих?

Только не нужно, никогда не нужно забывать, что Она - Пресвятая и не любит беззакония. Призывающим на помощь Пречистую Деву - Сокровище чистоты и ангельского целомудрия - особенно нужно заботиться о сохранении чистоты сердца и жизни".

Да, величайшее благо обещала Пресвятая Богородица верным, говоря, что не плакать, а радоваться они должны Ее кончине. Воистину Преблагословенная Владычица "по Успении мира не оставила", Мать Христа Жизнодавца явилась Матерью Жизни вечной для неисчислимого сонма слабых людей, спасенных лишь благодаря Всемощному Ее Предстательству. Поистине благодатной "Лествицей в Небеса" явилась для нас гробница Ее, не удержавшая в себе Царицу Небесную. И ныне ликует Святая Церковь, торжествуя воцарение над миром Любвеобильной Матери-Заступницы, зовущей нас к вечному счастью и заботливо поддерживающей недостойных детей своих на скользких земных дорогах, помогая подняться споткнувшимся, вытаскивая падших из смрадных ям порока, даже из пропастей и бездн извлекая преступных, - была бы только у гибнущего человека добрая воля к покаянию. В великой радости духовной воспевают христиане: "И по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое".

Пресветел праздник, высоко торжество Успения Матери Божией! Но увы! В нынешнем мире видим мы явления, способные обратить сладостнейший мед в горчайшую желчь, крылатое ликование - в тяжкую скорбь. Ибо смрадными волнами захлестывают и затопляют наше Отечество такие грехи, которые и называть-то постыдно в день празднества Пренепорочной Богоневесты.

Некогда Русь именовалась Домом Пресвятой Богородицы, взявшей Себе земными уделами Киев и Дивеево, обошедшей всю землю Русскую от края до края, хранившей и спасавшей от бед народ православный. А что теперь? Нет, не оскудели в России чудеса от Всемилостивой Владычицы, но каковы ныне эти знамения?

В российских храмах и монастырях одна за другой начинают источать слезы иконы Царицы Небесной, таких чудотворных образов насчитываются уже десятки. Что это - знамение милости или последнее предостережение? Русское Зарубежье поспешило оповестить весь свет о мироточении Иверского образа Богородицы, видя в этом предвестие благополучия, но так ли? Нынешний духовный мрак, окутывающий Россию, заставляет скорее думать, что Милосердная Владычица пытается предупредить народ о конечной гибели, если мы не успеем принести плоды покаяния, обратиться на путь Правды Божией. Подтверждением такого горького толкования новейших чудес может служить весть, которую еще в 30-х годах нынешнего века принес из Горнего Царствия умерший, а затем воскресший мальчик-болгарин. Во время совершения над его телом похоронного обряда этот ребенок вдруг сел во гробе и разразился безудержными рыданиями. Вот что он рассказал: "Когда я умер, то сразу же попал в те места, где мучаются грешники. Какие у них страшные лица - я не могу их забыть, а мук их не могу описать! Это так ужасно, что человек не может себе этого вообразить! Потом повели меня в райские обители, и я увидел Пречистую Матерь Божию, как Она молится за грешников и за весь мир. Лицо Ее сверкало неописуемой красотой, но было измученное, слезы градом катились по нему. Она сказала мне: ты не останешься здесь, ты вернешься на землю к людям. Скажи им, что они замучили Меня своими грехами. Я не в силах больше молиться за них. Я изнемогаю. Пускай они пожалеют Меня!"

Это бесхитростное, трогательное и бесконечно жуткое свидетельство воскресшего ребенка в те годы потрясло и заставило опомниться многих. Но вот и это беспримерное событие затерялось в потоке пустой информации, затопляющей духовно мертвую "цивилизацию". Горе человечеству, если оно так и не сумеет расслышать крик скорби Матери Божией! Но как же сочетается это? Как уразуметь несказанное счастье Богоневесты, и горькие Ее слезы, сияние славы Царицы Небесной, и усталость Ее Материнского сердца? Есть страшная тайна мироздания, тайна Жертвенной Любви Господней к нам, неблагодарным и нераскаянным грешникам. Для Всевышнего нет времени, в Его вечности - иные законы, недоступные нашему уму. Время тянется здесь, в искаженном древней злобой тварном мире. И от века до века, от грехопадения Адамова до Страшного суда, пока не окончательно повержено царство змия, длится мучительный миг Голгофской Жертвы. Век за веком, год за годом, пока движутся часы и летят минуты, продолжается Распятие Христово, продолжается стояние у Креста Пречистой Его Матери. Здесь и сейчас умирает Божественный Спаситель, омывая Кровью Своей наши грехи. Здесь и сейчас нечеловечески страждет Пресвятая Богородица, омывая слезами Своими наши преступления. И это мы, мы с вами - Их убийцы и мучители. Это мы своими пороками, хищными делами и помыслами снова и снова вонзаем острые гвозди в Пречистое Тело Богочеловека и в Пречистую Душу Богородицы.

"Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35), - предсказал некогда святой Симеон Богоприимец Девственной Матери, державшей на руках Младенца Христа. Грозное это пророчество сбылось над Нею, когда грянул час Голгофский. Пока бездушные палачи стучали молотками, пронзая Тело Богочеловека, те же жесточайшие раны язвили душу Матери Его, сраспинавшейся Искупителю. Они распяты Оба, Божественные Сын и Мать, усыновившая в тот миг все человечество. От века до века терпят Они, Невинные, крестные муки за нас, виновных, отводя от нас чашу гнева, чашу Правосудия Господня. Но все множится человеческое беззаконие, приближая Небесное возмездие гибнущему миру, - не вечно долготерпение Всевышнего Судии, иссякает Кровь Распятого Христа Спасителя и даже Пречистая наша Заступница изнемогла в слезных мольбах о нас. Ужасающая весть, горестнейшее знамение! Так неужели и ныне не содрогнутся каменные наши сердца состраданием к Пресвятой Деве, плачущей о гибели душ наших? Неужели не устрашит наш помраченный разум и предвестие близкого Суда Божия, когда обнажится весь срам наших дел, слов и мыслей?! А ведь час этот может быть близок, ибо даже Матерь Жизни устала вымаливать нам прощение у Сына Своего и Господа!

Несчастная Россия, жестоко обманутая и низко обманувшаяся, ныне блуждает в духовных потемках. "Западный образ жизни", "потребительский рай" - та новая слащавая приманка, на которую поддался заблудший народ, оказалась новой сатанинской ложью, обернулась беснованием нищих дикарей вокруг долларового "золотого тельца". И даже многие из тех, кто не поддался грубым соблазнам наживы и вседозволенности, отвернулись от чистого источника святорусской веры ради лукавых иноземных ересей. Ярмарочные зазывалы из протестантских сект называют себя христианами, хвалятся знанием Священного Писания - и в то же время изрыгают хулу на Матерь Божию. Но вот слова евангельские, пророческая Боговдохновенная песнь Пресвятой Девы - "Отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1, 48), - то есть роды христианские, поколения верных, от которых отсекли себя протестанты богопротивными умствованиями. И еще страшнее: поистине демонские поругания смиренного величия Матери Божией со стороны изуверских общин "Богородичного центра" и "Белого братства", кланяющихся адским "женским ипостасям". И все это творится в России, в стране, столько раз спасавшейся от гибели лишь под Покровом Матери Божией!

Всем нам необходимо понять: уже на протяжении десятилетий, а может быть, и веков - конец этого мира, свершение Правосудия Божия над нераскаянным человечеством отодвигаются лишь по молитвам Всепрощающей Матери-Заступницы к Человеколюбцу Господу. Если бы не слезные прошения Пресвятой Богородицы, может быть, и мы с вами не успели бы родиться. Великая мудрость Святой Православной Церкви в том, как неустанно обращается Она к Матери Божией, как неотступно просит у Богородицы Пресвятых Ее молитв к Божественному Ее Сыну. Однако упрямым нечестивцам не может помочь и Премилосердная Царица Небесная.

Так что же нам делать? Трепетать перед надвигающимися бедствиями, оплакивать гибнущее Отечество, предаваться отчаянию, думая: уже поздно, мерзость запустения неотвратимо поглощает народ наш? Нет! Никогда не может быть "поздно" у Господа, Всемогущего и Всеблагого, объемлющего Вселенную Любовью Своею. Да, плакать должны мы, горько плакать и рыдать, - но не над нынешними невзгодами, и грозящими бедствиями, а над грехами своими, каждый очищая себя покаянием для дел любви христианской. За несколько дней покаяния народного помиловал Всещедрый Творец нечестивую Ниневию - так и от нас, если вернемся мы наконец на путь благочестия, отведет Спаситель невзгоды и бедствия по молитвам Пречистой Своей Матери.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В жалкой житейской суете, в нечистоте помыслов и малодушных страхах забываем мы с вами о главном, единственно важном для человека, - о вечности, о бессмертии, о спасении души. Постоянная память о том, что все мы покинем этот мир и предстанем пред Господом Правосудным, - вот что может сделать нас истинно мужественными, позволит нам освободиться от духовного оцепенения. Что рядом с неизбежной кончиной все эти нынешние "инфляции, стагнации и ваучеризации"! Самым страшным для человека кажется все-таки смерть, но и она для верных - порог несравненно лучшей и нескончаемой жизни. Пресветлый праздник Успения Божией Матери указывает нам верную "лествицу в Небеса", идущий по которой и в земной жизни обретает радостный мир своей душе.

А если кто хочет послужить ближним, народу, Отечеству, - что ж, пусть стремится по мере сил подражать Пресвятой Деве, ставшей Матерью-Заступницей всего человеческого рода. О том, какой являлась Чистейшая из людей на земле, святой Игнатий Богоносец повествует так: "У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не только не гневалась, но благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным - милостива; в благочестии - учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения. В Ней видимо соединилось естество ангельское с человеческим".

Так прост и так светел образ Пренепорочной Богородицы и таким недостижимо высоким является Свет Ее для нас, недостойных?! Но благосклонно внимает Царица Небесная молитвам грешников кающихся, и не устрашат нас ни беды, ни скорби, ни жизнь и ни смерть, если решимся мы в искреннем желании исправления и спасения прибегнуть к заступничеству Пречистой Матери Божией, взывая: "Не отступим Владычице, от Тебе: Твоя бо раби спасаеши присно от всяких лютых". Аминь.