Организация детей. Сюрпризный момент

  • 23.02.2024

Праздник в детском саду – это смена будничной деятельности, яркое, радостное событие в жизни ребенка.

Трудно представить себе праздник без сюрпризных моментов. Именно они вносят в праздничный сюжет элемент неожиданности, загадочности и мистификации.

Содержание сюрпризного момента определяется частью праздника. Например, в начале утренника – это может быть письмо или таинственный предмет. В середине праздника (основной части) – сюрпризом является появление персонажей, с которыми дети путешествуют, выполняя различные поручения. В этой же части активно используются различные инсценировки, подготовленные детьми в индивидуальной работе, игры, танцы и т.д..

В конце праздничного утренника сюрпризный момент, как правило, связан с раздачей детям подарков.

К сюрпризным моментам также относятся световые и звуковые эффекты, которые сопровождают весь ход праздничного мероприятия.

Для того, чтобы сюрпризный момент прошел удачно необходимо:

  • Его заранее спланировать и тщательно отрепетировать.
  • Четко продумать использование световых и звуковых эффектов, чтобы не переутомить детей и не вызвать перевозбуждения.
  • Учесть возрастные особенности детей, а также индивидуальную картину группы и особенности конкретного сценария.
  • Продумать материал, из которого будут изготовлены атрибуты к сюрпризному моменту, а так же условия их дальнейшего хранения.

Новый год – это любимый праздник и для детей, и для взрослых. В основе новогоднего сценария, как правило, лежит сказочный сюжет, в котором немало волшебных сюрпризов. Однако самым долгожданным моментом является появление подарков.

Вот некоторые из новогодних сюрпризных моментов, которые понравились и детям, и взрослым. Идеи позаимствованы из разных методических источников, однако модифицированы в соответствии с особенностями сценария.

1. “Волшебная свеча”

Это декоративный светильник “Camelion”, работающий на пальчиковых батарейках. При встряхивании он сам загорается, а если на него подуть – гаснет. Данный светильник можно использовать и как “волшебный фонарь”, который поможет найти дорогу в сказочном лесу и т.д. Данный светильник не является игрушкой для детей и используется исключительно взрослым героем. Например…

Д.М. Ай-да, елка, просто диво!
Так нарядна и красива!
Во многих я садах бывал –
Краше елки не видал!

Вед. Да, только огни на ней потухли, пока мы путешествовали.

Д.М. Это не беда! Вот моя волшебная свеча.
Дед Мороз достает свечу, свет приглушается.

Д.М. Ваши улыбки в свечу соберу, от улыбок этих свечу я зажгу. Свечка, свечка, раз, два, три – огнями елочка – свети!

Когда на елочке зажигаются огоньки, дети хлопают, затем свет включается полностью.

Вед. Огнями весело елочка сияет и на танец новогодний всех нас приглашает!

2. “Падающий снег”

Красиво смотрится при включенном зеркальном шаре. Под потолком протянуть леску по длине зала. Сделать из бумаги почти плоские кулечки-тарелочки и повесить их на нитках длиной 20-30 см на основную нить. В кулечки насыпать конфетти или резаную мишуру. Дергая за нить у стены, можно добиться вибрации основной нити и снег будет сыпаться. Например…

Дети исполняют танцевальную композицию “Елка, шарики, хлопушки…”

Эстрадная мелодия

Д.М. Молодцы, ребятишки! Славно с вами я плясал. Вы отличные ребята – смелые, надежные, веселые. Я хочу поздравить вас с Новым годом и порадовать подарками.

Вед. Д.М., а где твой мешок?
Дед Мороз достает мешок.

Вед. Дедушка, ведь он пустой!

Д. М. Я же волшебник! Сейчас я буду колдовать, снег в подарки превращать

Ветер посильней гуди, вьюга снежная, мети! “(идет снег”). Снег в мешок я наберу (Мороз набирает снег в мешок), вокруг елочки пройду (идет вокруг елочки, там меняет мешок и выносит большой). Всем подарки подарю!

Дед Мороз раздает подарки.

3. “Ледяной мешок”

Д.М. Вы нам пели и плясали,
А теперь нам, детвора,
В петь дороженьку пора!

Снегурочка. Слушай, Дедушка Мороз,
А подарки ты принес?

Д.М. Вот так горе, вот беда –
Их забыл в сугробе я!

Ну, да ладно! Вот волшебная веревочка, мы ее закинем в сугроб и без труда достанем мешок с подарками!

Дед Мороз закидывает веревку, с той стороны елки, где занавес и вытаскивает мешок с подарками, завернутый в большой целлофановый пакет.

Д.М. А вот и ваши подарочки!

Снегурочка. Так они же во льду!

Д.М. Давайте Саши, Даши, Сережи и Наташи,
Будем дружно дуть!
От вашего дыханья растает быстро лед,
И каждый на прощанье подарок унесет!

Дети дуют на мешок “во льду”, свет приглушается, раздается треск льда, свет гаснет, мешок “освобождается от ледяной корки”, свет включается полностью, Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки.

4. “Волшебные конфетки”

Д.М. Вы много пели, танцевали,
Красивые стихи читали,
А сейчас на радость вам
Я подарочки раздам!

Дед Мороз роется в карманах, достает маленькую конфетку, показывает.

Д.М. Вот! Нашел!

Снегурочка (огорченно). Дедушка, посмотри как много деток, а твоя конфетка совсем малюсенькая!

Д.М. (строго). А ты что, забыла про волшебный посох?!

Сейчас я посохом ударю,
Волшебные слова скажу
И эту – крошечку-конфетку,
Я в великана превращу!

А вы, ребята мне помогайте и за мною повторяйте!

Д.М. 1, 2, 3 – крошка – конфетка – расти!

Заклинанье произносится 3 раза, так же постепенно гаснет свет, вноситься большая конфета, свет включается, раздаются подарки.

5.“Волшебный снежок”

Д.М. Дед Мороз с детьми играл?

Дети. Играл.

Д.М. Возле елочки плясал?

Дети. Плясал.

Д.М. Дед Мороз детей смешил?

Дети. Смешил.

Д.М. Что еще я позабыл?

Все. Подарки.

Д.М. Я – веселый Дед Мороз,
Всем подарочки принес,
Но куда их положил?
Нет, не помню, позабыл…
Чтоб подарки вам раздать,
Нужно нам их отыскать,
Может быть они под елкой!
Загляну - ка я в мешок,
Там лежит большой,
(Дед Мороз вынимает бутафорский снежок.)
Да красивый он какой!
И, наверно, не пустой.
Там подарки могут быть,
Только как снежок открыть?
Знаю… Палочкой волшебной
Нужно тихо постучать,
А потом в ладошки хлопнуть,
Вместе всем снежку сказать:
“Раз, два, три! Снежок подарки нам – дари!”.
Дед Мороз и Снегурочка раздают детям подарки.

6. “Киндер-сюрприз”

Д.М. Вы – такие молодцы! Поиграл я от души!

Снег. Да, ребятки постарались
И теперь пришла пора
Для подарков детвора!

Д.М. Ох! Про них чуть не забыл! Вот мешок красивый, яркий, всех поздравлю, кто тут был (достает маленький мешочек).

Снег (растерянно). Дедушка, мешочек-то маловат – детей вон сколько!

Д.М. (Сердито). А я что – не волшебник?! (Достает из мешка “киндер”). Киндер маленький катись, да большим сюда явись!

Яичко катится под волшебную музыку, под веселую танцевальную музыку выходит большой киндер сюрприз.

Д.М. Вот волшебный мой сюрприз – здесь каждый свой получит приз!

Детям раздают подарки.

7. “Волшебный орешек”

Славно праздник мы встречали –
Пели и стихи читали,
Пришла пора прощаться нам,
Я вам подарочки раздам.
Есть у меня орех волшебный
Его в большой я превращу
И каждому из вас подарок
С огромной радостью вручу.

А вы, ребята, не зевайте, и колдовать мне помогайте.

Мы скажем дружно: “Раз, два, три – скорей лесной орех расти!”

Выключается свет, звучит “волшебная” музыка, орех “вырастает”. Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки.

8. “Волшебный колпачок”

Д.М. Вот спасибо вам, певцы, все вы, дети молодцы! Что ж пришло время и мне вас порадовать. Какой же Новый год без подарков. Снегурочка, где мой волшебный колпачок?

Снегурочка подает Д.М. колпачок.

Д.М. Буду я колдовать, а колпачок – вырастать.
Станет он большой – а под ним – мешок мой!
Колпачок расти скорей,
В мешке подарки для детей!
1, 2, 1, 2 - будет рада детвора!

Во время колдовства свет приглушается, потом выключается совсем, колпачки меняются местами, свет включатся – под колпачком ничего нет. Колдовство продолжается: “1, 2, 1, 2 – мешок с подарками - живо сюда!”. Свет включается, из-под колпака достают подарки. Снегурочка, Д.М. раздают их детям. Ведущая и дети благодарят Деда Мороза за подарки.

9. “Волшебный мешочек”

Д.М. А теперь пора подарков. Где-то был мешочек яркий (достает из кармана мешочек). Помощь ваша мне нужна, повторяйте-ка слова: 1, 2, 3 - мешочек – расти!

Под сказочную музыку дети проговаривают слова, мешочек “вырастает”, детям раздают подарки.

Литература

  1. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебн. для студ. высш. учеб.заведений – Дубна: Феникс +. 2011.- 345 с.
  2. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста – Шуя. 1993. – 280 с.
  3. Михайлова М.А. Детские праздники Игры, фокусы, забавы – Ярославль: “АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ”, “АКАДЕМИЯ К”. 2000. – 237 с.
  4. Морозова Е.И. Зимние праздники в детском саду – Москва: “Издательство АСТ”, “Сталкер”. 2007. – 286 с.

Инна Прокофьева
Использование сюрпризных моментов в организации праздников и досугов с детьми дошкольного возраста

Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется.

Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты я включаю в занятия, в праздники, досуги и в повседневную жизнь детей детского сада.

Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников. Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире. Ребенку-дошкольнику интересно все, кроме скуки, бездействия. Неизвестность всегда дразнит воображение детей.

«Пусть удачи, неудачи,

Пусть полет и вверх, и вниз.

Только так, а не иначе.

Да здравствует сюрприз!»

Сюрпризный момент это один из приемов активизации детей на занятии. На занятиях с детьми, пользуясь своей картотекой, я включаю поэтические строки, стихи и загадки для создания образа героя, для сюрпризного момента и подачи нового материала. Кроме того, я использую картотеку музыкальных приветствий с сюрпризными моментами. Для внесения сюрприза я сделала волшебную коробочку, из которой каждый раз появляется сюрприз-игрушка, с помощью которой я разыгрываю игровую ситуацию. Например, к малышам пришла в гости собачка:

Музыкальный руководитель: «Посмотрите, кто появился из нашей волшебной коробочки?»

Дети: «Собачка!»

Музыкальный руководитель: «Давайте поприветствуем собачку хитрым голосочком (вежливым, важным, по-собачьи «гав – гав)»

С детьми старшего дошкольного возраста при слушании музыки «Клоуны» Д. Кабалевского я использую появление клоуна на занятии как сюрпризный момент.

Тема сюрприза, сюрпризных моментов в музыкальном развитии ребенка дошкольного возраста тесно связана с игрой – основным и ведущим видом деятельности дошкольников. Каждая игра дает возможность проявить свои творческие способности, фантазию и может иметь неожиданный поворот в развитии действия, удовлетворить любопытство ребенка. При проведении игр с детьми, при разучивании новых песен, при смене природных явлений я использую дидактические пособия: «Тучка», «Капелька», «Солнышко», «Веселые ладошки».

В сценариях и развлечениях сюрпризные моменты всегда желаемы. Сюрпризность проявляется либо в необычности появления чего-то или кого-то, либо в необычности самого предмета, явления. Сюрприз часто приносят герои праздника: например, сказительница, которая неожиданно появляется в начале утренника и ведет детей в сказку. Также замечательным сюрпризом могут быть полюбившиеся герои из мультипликационных фильмов: Маша и Медведь, Карлсон, Винни Пух, Айболит, Фрекен Бок и другие.

Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, появляющиеся и оживающие в сказке, различные персонажи и предметы, доступные восприятию и пониманию ребенка. Они необычайно повышают эмоциональный тонус детей, могут служить отправной точкой для развития сюжета и, конечно, прекрасно завершить спектакль. Например, в завершении сценария новогоднего утренника я включила сюрприз «Живой мешок», причем мешок появился огромного размера, говорящий.

Дед Мороз: Ах ты, батюшки, мешок,

Сам по себе сюда идет.

Ты куда ж запропастился?

Мешок: Путешествовать пустился.

Дед Мороз: Должен ты стоять на месте,

Или ходить со мною вместе.

Мешок: А сегодня, в Новый год,

Будет все наоборот!

Детям было очень удивительно, что мешок может танцевать и говорить, и быть такого большого размера.

В досуге «Путешествие по королевству «Будь здоров!» воспитатели исполняли роли Гребешка, Тетушки Мочалки, а в празднике мыльных пузырей – Веселушки, Тучки Плакучки, Бармалея, доктора Айболита.

Из чего же может складываться сюрприз? Конечно, это эффекты: сверкающие иллюминации (светящиеся месяц, звезды, различного рода подсветки, звуки гремящего грома, шума ветра, дождя и другие музыкально-шумовые эффекты.

В утренниках и досугах я тоже использую музыкальные шумовые эффекты: шум богатырского сражения (при появлении богатырей, звуки вьюги (при появлении матушки Зимы, шум ручья (изображение весеннего леса, топот копыт (Иванушка на коне, скрип (при поворачивании избушки на курьих ножках, шум вертолета (появление Карлсона…

Особую роль наряду с сюрпризными моментами играет в действии спектакля сама музыка. Например, в сценарии «Веселый огород» очень большой сюрпризный эффект создает тревожная музыка в момент нападения мышей на грядки. «Овощи» буквально цепенеют, когда появляются крадущиеся мыши. Под жесткую, настороженную музыку движутся мыши. Музыка предвещает и появление мышиного короля, героя определенного характера, образ которого нарисован звуками. В новогоднем утреннике под настороженную музыку происходит превращение большого Деда Мороза в маленького Деда Мороза.

В младшем дошкольном возрасте чаще используется показ кукольного театра, приход различных игрушек и кукол на праздник, развлечение. Если малыши в большей степени зрители, созерцающие действие, то в старшей группе дети сами с удовольствием принимают участие в сюрпризных моментах. Им доставляет удовольствие не только порадовать себя, но и других людей. Например, роль «Красной шапочки» на новогоднем утреннике в младшей группе исполняла девочка старшего дошкольного возраста. В сценарии «Два Деда Мороза» Дед Мороз-взрослый персонаж играл главную роль вместе с Дедом Морозом-ребенком.

Придя работать в это дошкольное учреждение, я увидела, что в этом коллективе работают творческие и талантливые педагоги, которые имеют настоящие актерские способности, желание приносить радость и дарить положительные эмоции взрослым и детям. Вместе с руководителем ДОУ мы создали творческую группу из коллектива детского сада. Мы объединились единой идеей, чтобы каждый праздник и досуг в детском саду был настоящим праздником души у детей и взрослых. Мы создали творческую группу, в которой обсуждаем проекты праздников и развлечений: составляем и обсуждаем сценарии, продумываем декорации и атрибуты, оформляем их, создаем эскизы моделей костюмов и изготавливаем их самостоятельно.

Очень важна роль костюма каждого персонажа, приходящего на праздник. Костюм одновременно служит средством раскрытия образа и украшением действия. Например, восторг и удивление было и у детей, и у зрителей, когда появился Кощей Бессмертный на новогоднем утреннике. Костюм и грим Кощея вызвали общее восхищение и ощущение того, что пришел настоящий «Кощей» из сказки. Фея в воздушном блестящем платье из новогоднего утренника по сказке Ш. Перро «Золушка» создавала настоящее ощущение доброй волшебницы.

Сюрприз в конце праздника зависит от содержания самого спектакля: удивительным сюрпризным моментом в завершении летнего праздника было появление мыльных пузырей для всех детей от Хохотушки. Дети получили удовольствие и эмоциональное наслаждение. На осеннем празднике «Осень в деревне» Дедушка и Бабушка угощают детей пирогами. На новогоднем празднике Дед Мороз раздает волшебные снежинки. Дети загадывают желания и подбрасывают снежинки вверх. После этого подарки появляются в зале.

У детей вызвал большой интерес сюрприз с избушкой на курьих ножках. Примером может служить отрывок из сценария:

Баба Яга: Нет у меня никаких подарков, и все тут! (закрывает окно, и избушка со скипом отворачивается от Деда Мороза )

Дед Мороз: Избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом! (избушка поворачивается )

Баба Яга: Куды повернулась? К лесу передом, а к деду задом! (избушка так поворачивается 2-3раза ).

Баба Яга: Ах, я устала! Спать, хочу! (Изба поворачивается и приседает )

Дед Мороз подзывает к себе детей. Предлагает весело потанцевать, похлопать в ладоши, разбудить бабулю. Под веселую музыку дети и Дед Мороз танцуют, избушка присоединяется к ним.

Баба Яга: Ой! Все бока поотбивало, все косточки переломало! Все не могу больше! Отдам подарки!

Сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях несут большой эмоциональный заряд, украшают действие, сплачивают коллектив артистов и зрителей в единой радости. Заканчиваю свой творческий отчет словами из песни:

«А мы бросаем скуке вызов,

Потому что, потому,

Жить на свете без сюрпризов

Невозможно никому!»

Публикации по теме:

Формы организации проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой.

Использование развивающей среды в организации спортивных игр, их элементов с детьми старшего дошкольного возраста Спортивные игры (хоккей, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, городки) требуют от детей большой самостоятельности, быстроты,.

Доклад на тему: «Закаливание детей - как одна из форм организации режимных моментов в ДОУ». ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 3 Тарановой Л. В. Работаю.

Методика организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность подвижной игры – комплексность.

ВАРИАНТЫ СЮРПРИЗНЫХ МОМЕНТОВ

1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил.

2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т.п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит.

3. До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает ее за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает под столом. Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал... Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать...

4. Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает в комнату.

5. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает» дергунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово.

6. К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах, в руках - таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах.

7. В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка, воспитатель), который не знает вежливых слов, из-за чего взрослые не всегда ему разрешают дружить с малышами, которых он очень любит. Дети учат Карлсона вежливости, а потом вместе с ним «путешествуют» по крышам.

8. В группе появляется Волшебная книга, к которой воспитатель обращается при разрешении конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций.

9. В группу приходит человек Рассеянный с улицы Бассейной (воспитатель). Дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи.

10. Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей.

11. В группе «вырастает» необычный цветок - цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей.

12. Присутствие в группе Духа банки с водой. Две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду все больше и больше.

13. Приходит посылка из Африки, которую приносят (прислали) жители острова Чунга-Чанга.

14. В группе появляется лесная фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы: лист, веточку, цветок и т.п. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям.

15. Вносится волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка.

16. Появляются волшебные кисти, с помощью которых оживают картины на листе; волшебный брусок пластилина, из которого появляется зайчик, волшебный лист бумаги, из которого «выскакивает» лягушка (оригами).

17. Вырастают волшебное дерево или два розовых куста, на которых от добрых дел детей «расцветают» розовые цветы, а от плохих - черные.

18. Игрушка-котенок прячется за дверь. Педагог предлагает детям послушать тишину. Обращает внимание, что кто-то скребется и мяукает. Находит за дверью котенка, вносит его, спрашивает: «Здравствуй, киска, как дела? / Что же ты от нас ушла?» «Не хочу я с вами жить, / Хвостик негде положить. / Ходите, зеваете, / На хвостик наступаете». Педагог предлагает пожалеть котенка, найти для него место, оборудовать его или перейти к наблюдению за настоящим котенком.

19. Из леса в гости к детям приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой, из бумаги разных цветов. Цвет шляпки меняется, реагируя на дела или ответы детей.

20. К детям приходят персонажи кукольного театра - дедушка и бабушка. Они рассказывают детям о своей внучке. Дети оценивают ее поступки и решают проблемные ситуации, с которыми она сталкивается.

21. Входят персонажи - Ох и Ах, противоположные по характеру. Беседуют на тему о здоровье, здоровом образе жизни.

22. Приходит письмо от Винтика и Шпунтика. Они сделали машину, а гаража для нее нет. Винтик и Шпунтик просят детей построить гараж.

23. В группе присутствует добрый Домовенок, который мирит детей, оценивает их поступки.

24. В группе «вырастает» аленький цветочек, внутри которого живет маленькая девочка. Цветок боится шума, распускается от добрых дел.

25. Педагог вносит книгу-букварь (с ручками, ножками), который учит детей.

26. Появляются воздушные шары с нарисованными мордочками, за нитки которых привязаны задания детям.

27. К детям приходит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», просит помочь льву, который никак не станет смелым, - подарить ему частичку своей смелости (перед физкультурным занятием).

28. Приходит Буратино, который везде сует свой длинный нос и за это ему постоянно попадает. Нужно научить Буратино вести себя культурно.

29. На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты, цветной изоленты, носового платочка обозначает ковер-самолет, предлагает детям полететь на нем под звуки волшебной музыки.

30. Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки, плащи и «отправляется» с ними в путешествие.

31. На стекле группы печатными буквами со стороны улицы гуашью или зубной пастой пишутся зашифрованные слова.

32. Педагог вносит две маски - одна с веселым лицом, другая - с грустным. Маски «реагируют» на поведение детей.

33. К детям в гости приходит курочка (игрушка), которая плачет, потому что у нее пропали цыплятки. Просит детей помочь их найти, собрать.

34. В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог предлагает показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их.

35. Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» с куклой, измазанной черной краской. Педагог предлагает посмотреть, все ли игрушки в группе чистые, нет ли чумазых кукол.

36. Дети с воспитателем отправляются в королевство Тишины, где нельзя разговаривать даже шепотом, вертеться, двигаться, а можно только слушать.

37. В гости к детям прибегают три испуганных поросенка и просят построить прочный дом, чтобы их не съел волк.

38. Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон.

39. Педагог надевает накидку с кнопками или крючками, пуговицами по всей ткани, за которые пристегиваются различные элементы оформления (изображения или символы осени, зимы, лета, весны, ночи, дня, цветов, грибов и т.п.). Меняя элементы оформления в течение дня, можно превращаться в разных персонажей.

Можно использовать многофункциональную косынку, шаль с множеством полотнищ, которые прострачиваются только сверху, а остальная часть легко перекидывается, меняя цвет, рисунок и т.д.

40. Появляется цветной зонт с разными клиньями, красивым рисунком, который педагог использует как зонт Оле-Лукойе, во время укладывания детей на дневной сон, рассказывания сказок.

41. Вырастает чудо-дерево (красивая ветка), на которое дети вешают свои поделки, придумывают о них рассказ или сказку.


АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка выполнена в рамках работы по самообразованию. В работе рассмотрены эффективные методы игровой мотивации, изучено влияние памяти, внимания и игровых ситуаций на образовательную деятельность и успеваемость, рассмотрены методы формирования игр и специфика игрового действия в работе с дошкольниками Огромное внимание уделяется рекомендациям по использованию сюрпризных моментов на занятиях.. Методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования на занятиях с детьми общеразвивающих направленностей 5-6 лет.

1. Аннотация……………………………………………………………………………………….

3. Введение………………………………………………………………………………………...

4. Основная часть………………………………………………………………………………….

5. Глава 1. Внимание произвольное и непроизвольное и его значение для детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….............

6. Глава 2. Развитие памяти, как важнейшая составляющая дошкольного детства…………..

7. Глава 3. Сюрпризный момент – секрет увлекательного занятия!!!

8. Глава 3.1. Развитие основных познавательных процессов у дошкольников через использование «сюрпризных моментов» на занятиях …………………..………………..........

9. Глава 3.2 Сюрпризный момент, как эффективный метод обучения детей…………………

10 Заключение

11 Список используемых источников

Педагогика должна быть весёлой простой и увлекательной

такими же должны быть и педагоги.

(Пётр Капица)

Введение

В настоящее время в практике работы с детьми дошкольного возраста эффективно используются нетрадиционные формы обучения, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Следует отметить, что глубокие изменения, постигшие нашу страну и общество в последние десятилетия, коренным образом изменили социальную направленность обучения.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Такие занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили занятия с использование сюрпризных моментов. Данная форма применяется преимущественно в работе с детьми 5-6 лет и пользуется огромной популярностью, так как является особой, безопасной формой взаимодействия с ребёнком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Помимо образовательной нагрузки, такая форма даёт возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование сюрпризных моментов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания. Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется

Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты я включаю в занятия, в праздники, досуги и в повседневную жизнь детей.

Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников. Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии. Сюрпризный момент это один из приемов активизации детей на занятии.

Актуальность методической разработки заключается в том, что приобретаемые дошкольниками знания на занятиях общеразвивающих направленностях усваиваются полнее, если педагоги используют в своей работе игровые методы обучения. Учитывая активный возраст формирования развития детей, а именно таким является дошкольный возраст, среди педагогов пользуется огромной популярностью использование сюрпризных моментов» на занятиях. Данная форма в наибольшей степени соответствует особенностям детского возраста (5-7 лет).

Цель: Раскрыть основные принципы использования сюрпризных моментов на занятиях с дошкольниками.

Задачи:

Изучить основные познавательные процессы дошкольников

Проанализировать методы и формы работы применяемые на занятиях

Способствовать развитию мотивации использовать сюрпризные моменты на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Внедрить в образовательный процесс сюрпризные моменты с целью формирования и развития познавательных процессов у дошкольников.

Повысить качество проведения занятий за счет внедрения игрового метода (сюпризного момента)

Глава 1 Внимание произвольное и непроизвольное и его значение для детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Занятия по подготовке к школе рассматриваются в этом случае, как часть взросления и воспитания, как часть детства и играют немаловажную роль в развитии этих процессов, а также оказывают огромное влияние на развитие внимания и памяти. Ведущая роль в проведении занятий с дошкольниками отдаётся удовлетворению любопытства маленьким ученикам, а перед педагогом ставится сложная задача, не только научить, но и удержать внимание детей от начала и до конца занятия, что порой крайне сложно сделать. Остановимся на последнем поподробнее.

Внимание рассматривается в педагогике как направленность сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности ребёнка.

По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А сюрприз для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений, например на праздниках, часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий.

Необходимость волевых усилий для организации внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех (новых, сильных или эмоционально значимых раздражителей).

В процессе подготовки занятия педагога объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, что на нем будет и что надо будет сделать детям.

Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи воспитателей и педагогов выполняют. Так «запускается» механизм и происходит тренировка произвольного внимания.

Помимо произвольного и непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особый вид внимания – послепроизвольное. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только его результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании.

Деятельность так захватывает в этом случае ребенка, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания. Поскольку у детей дошкольного возраста произвольное внимание неустойчиво, в основном, в процессе образовательного процесса используется непроизвольное и послепроизвольное внимание. Но следует помнить, что произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.

В памяти различают основные процессы, запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В процессе подготовки и проведения праздника у детей используются и развиваются все вышеназванные виды памяти.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она активно используется в постановке танцев и пении и тесно связана со словесно-логической памятью.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Яркие, запоминающиеся занятия всегда богаты различными эмоциями, а эмоциональная память всегда оказывается сильнее других видов памяти. Поэтому она имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

Также в дошкольной педагогике выделяет и образную память – память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

Глава 2 Развитие памяти, как важнейшая составляющая дошкольного детства.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Её развитие и перестройка связаны с изменениями происходящими в разных сферах психической жизни ребёнка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении. Ребенок дошкольного возраста проявляет активность в познании окружающего мира, ищет ответы на свои вопросы, пытается получить как можно больше информации о том, что его интересует. Новые знания запоминаются и сохраняются, а когда возникает необходимость, воспроизводятся. Такая форма отражения опыта называется памятью.

Развитие памяти у дошкольников неразрывно связано с формированием других познавательных процессов. Так, узнавание объектов и явлений в восприятии возможно только в случае, если они уже воспринимались в прошлом, а информация о них запечатлелась в памяти. С другой стороны процесс, процесс запоминания представляет собой установление связей между тем, что наблюдается, воспринимается в этот момент и тем, что было в опыте ребёнка ранее. В памяти различают основные процессы, запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она активно используется в постановке танцев и пении и тесно связана со словесно-логической памятью.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Память, которая отвечает за различные эмоции, называется эмоциональная, она всегда оказывается сильнее других видов памяти. Поэтому она имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

Также психология выделяет и образную память – память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

Содержанием словесно-логической памяти являются мысли, которые не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

Двигательная, образная и словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга, так как между собой связаны, прежде всего, соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а следовательно, и формы их отражения. И для детей очень важно формирование обширного, разностороннего и полного представления об окружающем их мире.

Глава 3. Сюрпризный момент – секрет увлекательного занятия!!!

Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Занятия с детьми дошкольного возраста, выполняют не только функцию образовательной или воспитательной работы, но и являются частью детства и играют немаловажную роль в развитии ребенка.

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Благодаря игре ребенок учиться думать! Многие великие педагоги говорили, что игры имеют исключительное значение для детей дошкольного возраста, игра для них труд, воспитание и обучение. Придя, к нам в пятилетнем возрасте, мало кто испытывает желание учится, в основном дети исполняют волю родителей. Нельзя забывать, что игра и учёба это два абсолютно разных вида деятельности. Наша задача, как педагогов совместить игру и образовательную деятельность воедино и делать это максимально плавно, используя так называемые «переходные формы», к которым как раз относится «Сюрпризный момент».

Дети в возрасте 5 лет имеют возрастные особенности, связанные с неустойчивой психикой, заставить их делать, то, что они не хотят практически невозможно. Это связано с отсутствием познавательной мотивации, тут мы сталкиваемся с основной трудностью – связать игру и учёбу.

«Сюрприз» в переводе с французского означает «неожиданность», «новость».

Это что - то такое необыкновенное, волшебное, что вызывает удивление, радость, восторг. И сейчас нам педагогам, работающим с дошкольниками трудно представить себе занятия без использования сюрпризного момента. Ведь когда возникает сюрпризная ситуация на занятии дошкольники оживляются их деятельность активизируется, материал усваивается более эффективно, внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. За счёт этого усвоение знаний умений и навыков происходит непреднамеренно.

Естественно все сюрпризные моменты должны быть тесно связаны с темой занятия.

Условно сюрпризные моменты можно разделить на несколько групп

Сюрпризы с использованием волшебных предметов

Использование сказочных слов, заклинаний

Использование магических действий

Появление сказочного персонажа.

Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, различные предметы, доступные восприятию и пониманию ребёнка

Глава 3.1 Развитие основных познавательных процессов у дошкольников через использование «сюрпризных моментов» на занятиях.

Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия с дошкольниками были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия . Большинство педагогов сталкиваются с проблемой удержания внимания детей на занятиях. К проведению любого занятия подходите творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила) . Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Отработайте ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда. Ведите игру : вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции : изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности. Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников. Игру недаром называют " ведущей : именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" - отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей. Простая фраза вроде : “давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.

Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства. И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Примером этого служит веселый детский стишок

С . Михалкова :

"Мы гуляли по Неглинной

Заходили на бульвар,

И купили синий-синий,

Презеленый, красный шар"!

Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.

Сочиняйте сказки . Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро - маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей , заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.

Используйте музыку . Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка. Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей . Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.

Вовремя осуществляйте смену видов деятельности . Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием , который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного. Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания , а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.

Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, появляющиеся и оживающие в сказке, различные персонажи и предметы, доступные восприятию и пониманию ребенка. Они необычайно повышают эмоциональный тонус детей, могут служить отправной точкой для развития сюжета и, конечно, прекрасно завершить занятие. Дети очень эмоционально воспринимают движущиеся предметы, например; «убежавшие» калоши, печку, приехавшую к Емеле, домик на «курьих ножках», говорящие предметы, особенно в сочетании со световыми эффектами (миганием, подсветкой, вспышками),все это выглядит необычно, непонятно, иногда интригующе, иногда смешно, но, безусловно, представляет собой захватывающее зрелище.

Все сюрпризы должны быть тесно связаны с сюжетом, чтобы надежды детей не обманывались, а лишь подтверждались очарованием каждого, пусть даже небольшого сюрпризного момента.

И, естественно, финал – это достижение цели, когда преодолены все препятствия, добро побеждает зло, а дети получают заслуженную награду не только в виде подарков и угощения, но и благодаря тем переживаниям (удивлению, радости, восторгу), которые они испытывают, и которые оставляют неизгладимую память в их душе.

Глава 3.2 Сюрпризный момент, как эффективный метод обучения детей

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного образования – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Сюрпризные моменты выполняют функцию средств обучения . Моя методическая разработка по теме «Сюрпризный момент, как эффективное средство в обучении дошкольников», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей среды, как основы воспитания правильного отношения к ней через сюрпризные моменты, которая предусматривает решение следующих задач.

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

В результате чего у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие. Развивающие занятия по подготовке к школе в своём объединении мы строим по следующим направлениям: Обучение детей строится на основе программы «Детство». Работа с детьми построена по следующим направлениям: интеллектуальное развитие, развитие внимания, развитие восприятия и памяти, развитие речи. В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница? ».В развитии внимания : «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».В развитии восприятия и памяти : «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года? », «Кто не на месте? », «Рассмотри внимательно», «Найди предмет». По развитию речи : «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок». Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Сюрпризные моменты включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Идеи для сюрпризных моментов в образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике я подбираю сюжеты с математическим содержанием. В ходе самого занятия в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом происходящего. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к ситуации, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные истории, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательные процессы. В свою работу активно подключаем родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети? », на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».Такая систематическая работа дает положительные результаты. К пяти годам место крупных игрушек постепенно завоевывают наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается. Шестилетнему ребенку будут полезнее и интереснее уже не статичные и конкретные игрушки, а необычные конструкторуы модели кораблей и самолетов, красивые фломастеры и занимательные настольные игры, разборные роботы-трансформеры, наборы для рукоделия. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения) . Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поощрение таких игр поможет развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.

Заключение

Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка. Игровой сюжет – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка. Внимание, память, мышление, воображение наиболее интенсивно активизируются, развиваются у дошкольников именно в игре, а не в других видах деятельности. Игра способствует преодолению эгоцентрика у ребенка, учит его отграничивать свою точку зрения от чужой. Он обучается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию других людей.

В заключении хочу подчеркнуть, что в любом занятии с дошкольниками общий план, сценарий, все сюрпризы для детей остаются загадкой. О них они узнают только на заключительном этапе, что создаёт ещё большую интригу для маленьких почемучек . Это в полной мере дает возможность использовать огромный потенциал сюрпризных моментов, которые благотворно воздействуют на личность ребенка, несут детям радость, энергетический запас, обладают силой захватывать, притягивать, побуждать их к соучастию и, конечно, развивают их творческие способности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проведение красочных, интересных, эмоционально богатых занятий способствует развитию различных видов памяти у дошкольников. Играя, дети учатся жить!

Список используемых источников


Шилова Елена
Варианты сюрпризных моментов

Варианты сюрпризных моментов

1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей’ добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил.

2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т. п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит.

З. До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает ее за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает! под столом. Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал… Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать…

4. Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает в комнату.

5. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает» дергунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово.

6. К детям приходит Мойдодыр (воспитатель) : полотенце вокруг головы, на плечах, в руках - таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах.

7. В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка, воспитатель, который не знает вежливых слов, из-за чего взрослые не всегда ему разрешают дружить с малышами, которых он очень любит. Дети учат Карлсона вежливости, а потом вместе с ним «путешествуют» по крышам.

8. В группе появляется Волшебная книга, к которой воспитатель обращается при разрешении конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций.

9. В группу приходит человек Рассеянньтй с улицы Бассейной (воспитатель) . дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи.

10. Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей.

11. В группе «вырастает» необычный цветок цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей.

12. Присутствие в группе духа банки с водой, две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду все больше и больше.

13. Приходит посылка из Африки, которую приносят (прислали) жители острова Чунга-Чанга.

14. В группе появляется лесная фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы : лист, веточку, цветок и т. п. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям.

15. Вносится волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка.

16. Появляются волшебные кисти, с помощью которых оживают картины на листе; волшебный брусок пластилина, из которого появляется зайчик, волшебный лист бумаги, из которого «выскакивает» лягушка (оригами)

17. Вырастают волшебное дерево или два розовых куста, на которых от добрых дел детей «расцветают» розовые цветы, а от плохих - черные.

18. Игрушка-котенок прячется за дверь. Педагог предлагает детям послушать тишину. Обращает внимание, что кто-то скребется и мяукает. Находит за дверью котенка, вносит его, спрашивает :

«Здравствуй, киска, как дела? / Что же ты от нас ушла?» «Не хочу я с вами жить, / Хвостик негде положить. / Ходите, зеваете, / На хвостик наступаете». Педагог предлагает пожалеть котенка, найти для него место, оборудовать его или перейти к наблюдению за настоящим котенком.

19. Из леса в гости к детям приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой, из бумаги разных цветов. Цвет шляпки меняется, реагируя на дела или ответы детей.

20. К детям приходят персонажи кукольного театра - дедушка и бабушка. Они рассказывают детям о своей внучке. Дети оценивают ее поступки и решают проблемные ситуации, с которыми она сталкивается.

21. Входят персонажи - Ох и Ах, противоположные по характеру. Беседуют на тему о здоровье, здоровом образе жизни.

22. Приходит письмо от Винтика и Шпунтика. Они сделали машину, а гаража для нее нет. Винтик и Шпунтик просят детей построить гараж.

23. В группе присутствует добрый домовенок, который мирит детей, оценивает их поступки.

24. В группе «вырастает» аленький цветочек, внутри которого живет маленькая девочка. Цветок боится шума, распускается от добрых дел.

25. Педагог вносит книгу-букварь (с ручками, ножками, который учит детей.

26. Появляются воздушные шары с нарисованными мордочками, за нитки которых привязаны задания детям.

27. К детям приходит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города» , просит помочь льву, который никак не станет смелым, - подарить ему частичку своей смелости (перед физкультурным занятием) .

28. Приходит Буратино, который везде сует свой длинный нос и за это ему постоянно попадает. Нужно научить Буратино вести себя культурно.

29. На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты, цветной изоленты, носового платочка обозначает ковер-самолет, предлагает детям полететь на нем под звуки волшебной музыки.

30. Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки, плащи и «отправляется» с ними в путешествие.

31. На стекле группы печатными буквами со стороны улицы гуашью или зубной пастой пишутся зашифрованные слова.

32. Педагог вносит две маски - одна с веселым лицом, другая - с грустным. Маски «реагируют» на поведение детей.

33. К детям в гости приходит курочка (игрушка, которая плачет, потому что у нее пропали цыплятки. Просит детей помочь их найти, собрать.

34. В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог предлагает показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их.

35. Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая с куклой, измазанной черной краской. Педагог предлагает посмотреть, все ли игрушки в группе чистые, нет ли чумазых кукол.

36. Дети с воспитателем отправляются в королевство Тишины, где нельзя разговаривать даже шепотом , вертеться, двигаться, а можно только слушать.

37. В гости к детям прибегают три испуганных поросенка и просят построить прочный дом, чтобы их не съел волк.

38. Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон.

39. Педагог надевает накидку с кнопками или крючками, пуговицами по всей ткани, за которые пристегиваются различные элементы оформления (изображения или символы осени, зимы, лета, весны, ночи, дня, цветов, грибов и т. п.). Меняя элементы оформления в течение дня, можно превращаться в разных персонажей.

Можно использовать многофункциональную косынку, шаль с множеством полотнищ, которые прострачиваются только сверху, а остальная часть легко перекидывается, меняя цвет, рисунок и т. д.

40. Появляется цветной зонт с разными клиньями, красивым рисунком, который педагог использует как зонт Оле-Лукойе, во время укладывания детей на дневной сон, рассказывания сказок.

41. Вырастает чудо-дерево (красивая ветка, на которое дети вешают свои поделки, придумывают о них рассказ или сказку.