История развития вязания крючком и спицами в России. Творческий проект «Вязание спицами»

  • 16.01.2024
4 октября 2016, в 05:05

Вязание крючком - достаточно древнее увлечение. Основателями этого ремесла были мужчины. Но со временем это занятие перешло женщинам. Сейчас редко встретишь мужчину, за вязанием. Свое начало вязание берет в Англии и во Франции 16 век. Известно, что индейцы умели вязать крючком. Изделия, которые они вязали, были найдены в 20-е века учеными. Конкретных сведений ученные не предоставляют, откуда пришло это ремесло, но есть мнения, что корни пришли из древнего Китая.
В 19 веке вязание в России набирало популярность. Рукоделием занимались девушки, вязали они свободными вечерами вовремя посиделок. Распространенным видом вязания были кружева.

Что же можно связать с помощью крючка.
Вязание крючком - очень просто освоить, с помощью него можно выполнять разные вещи, интересные купальники, платья, туники или теплые вещи, кардиган, пальто на осень, или сапоги. Можно связать аксессуары, к примеру, повязку для волос или интересный браслет, а можно и сумку. Все зависит от желания.
Что же нужно для вязания крючком.
Для создания интересных изделий нужно всего лишь, крючок и нитки (пряжа).
Пряжа может быть следующих видов:
1. хлопчатобумажная
2. шелковая.
3. шерстяная.
4. акриловая.
5. полосы из разной ткани.
6. разнообразные шнурки.
Пряжу обычно можно купить в клубках или мотках с этикеткой, на которой будет указано для какой вязки машинной или ручной, используется пряжа.
Для ручного рукоделия не рекомендуется брать скрученную нить, изделие будет выглядеть не эстетично, криво. Проверить нитку можно следующим образом, взять длинную нитку, сложить пополам и держать в подвешенном положении. Нитка должна быть ровной, прочной, если использовать разную толщину, в процессе вязания она испортит внешний вид изделия.

Крючок.
Крючки есть разных видов:
1, металлические
2, пластмассовые
3, из дерева
4, костяные.
5. не длинные
6. длинные
7. толстенькие
8. тоненькие
Комфортными крючками считаются те крючки, у которых есть ручка и приплюснутая часть. Основой крючка считается основание голова, по ее размеру можно определить номер крючка. Если размер головы 2 мм, то крючок № 2. у опытной вязальщицы в арсенале должен быть набор крючков от № 1 - № 6. Для равномерного вязания. Крючок нужно использовать в 2 раза тоньше нити. Изделия из шерсти вяжут толстенькими крючками. Тоненькими крючками вяжут кружева.

Какие бывают основы вязания крючком:
Все вязание крючком строится из простых петель.
- самая основная петля, это воздушная, с помощью нее строится все изделие.
- следующая петля, полу столбик с накидом или без него, используется для вывязывания узоров в изделии
- так же, столбик без накида. В основном используют для чулочной вязки.
- столбик с одним накидом и более используется для прибавления и убавления длинны изделия или просто для рисунка изделия.
- соединительная петля, используется для соединения рядов, между вязанием.
В наше время такое увлечение как вязание крючком, очень набирает популярность, ведь это не только увлекательно и успокаивает нервы, но и приносит пользу, девушки могут создавать, для себя и своей семьи неповторимые вещи и аксессуары, для своих деток игрушки. Но можно еще и зарабатывать деньги, создавая изделия, ведь у каждого мастера, свой стиль вязания. Главное не лениться и освоить этот раздел рукоделия.

С древнейших времен женщины всегда тянулись к рукоделию . В то время как мужчин занимала охота или война, женщины веками создавали ткань, пряли и плели замысловатые узоры из нитей. Вещи и полотна, создаваемые из пряжи, называются вязанием , видом рукоделия , который пришел к нам из глубокой древности.

О столь старом происхождении вязания могут судить дошедшие до наших дней изображения людей в вязаных одеждах. Кроме того вязаные вещи обнаружены при археологических раскопках и были датированы III веком нашей эры. Возможно, эта техника была известна и еще раньше, в Древней Греции, так как на глиняных горшках дошли до нашего времени изображения греков в одеждах, очень напоминающих вязаные . Однако определенные выводы делать сложно, ведь рисунок не имеет такой точности, какую имела бы фотография. В Европе вязание известно с XIII века нашей эры – это подтверждает небезызвестная находка в одном из монастырей Испании. Там были найдены вязаные вещи очень тонкой работы, они напоминали трикотажные – настолько там были мелкие и очень плотно посаженные друг к другу петли. Однако искусство вязания в эпоху средневековья было настолько редким, что позволить себе вязаные вещи могли лишь титулованные и очень богатые особы.

Лишь через 3 века, в XVI столетии, вязание начало распространяться и стало служить предметом торговли британцев с другими странами. Поэтому на изготовлении чулок, которые вошли в моду в тот период времени, они очень неплохо пополняли запасы своей казны. В Шотландии вязанием вещей занимались даже целые семейства, поэтому такое распространение вязания привело к его усовершенствованию – были придуманы способы цветового оформления вязаного изделия.
В 1589 году был изобретен первый вязальный станок, что символизировало начало эры массового выпуска вязаных изделий. Однако им не удалось вытеснить ручное вязание и вещи, сделанные вручную, ценились гораздо выше и больше.

К началу XX века с техникой вязания была знакома практически каждая женщина, и в период второй мировой войны создавались целые бригады вязальщиц, труд которых был направлен на обеспечение армии и флота теплыми вязаными изделиями. А в середине прошлого столетия вязаные вещи стали популярны и среди высокой моды, породив огромное количество схем и выкроек. В итоге, древнее рукоделие, доступное сначала лишь титулованной знати, спустя несколько веков стало известным почти в каждом доме, и сейчас уже умением вязать никого не удивишь.

Историки склоняются к тому, что вероятнее всего изначально было известно лишь вязание на спицах, а крючок появился несколько позже. Причем, сначала была известна только лицевая петля, а изнаночная появилась уже потом, в эпоху позднего средневековья. Большинство узоров, выполняемых при вязании на спицах, и вовсе появилось лишь в начале XX века одновременно с широким распространением этого вида рукоделия. Рассмотрим основные аксессуары и приемы вязания , характерные для него.

Итак, в работе потребуются как минимум 2 спицы, но их может быть и больше – все зависит от сложности изготавливаемого изделия. Спицы, в свою очередь, бывают разной длины и толщины и подбираются мастерицей в зависимости от того, что она будет вязать.

Чтобы изделие не выходило однообразным, в вязании придумано сотни видов узоров и для их исполнения необходимо знать различные виды петель: лицевая и изнаночная петли, накид, скрещенная петля, кромочная петля, снятая петля. Кроме различных петель используются еще и такие приемы, как убавление и прибавление петель, снятие петель, вывязывание различных жгутов и косичек.

В результате получаются вещи не только для повседневного применения (носки, чулки, свитера), но и изделия для особых, праздничных случаев: различные элегантные платья, кардиганы, костюмы. И для мастериц-вязальщиц это занятие не только служит для пополнения гардероба, но и приносит им духовное успокоение.

В отличие от вязания на спицах , которое научились заменять вязальным станком, вещи, связанные при помощи крючка, невозможно воспроизвести ни одной машине. Изделия, вязанные крючком , начали свое распространение еще в XVI веке, а через 3 столетия мастерицы-вязальщицы научились создавать при помощи этой техники настоящие произведения искусства, некоторые экземпляры которых попали в музеи. Они представляли собой кружево, скатерти, различные зонтики от солнца и шляпки, перчатки. Первые вязальные крючки больше имели сходство с выгнутыми иглами, а крючки, которыми пользовались знатные дамы, богато украшались драгоценными камнями.

Какие аксессуары и принадлежности нам понадобятся, чтобы овладеть этим искусством? Собственно, только нитки и крючок. И если инструмент вязания в данном случае будет использоваться только в единичном количестве, то разнообразие петель в этом виде рукоделия не меньше, чем при вязании спицами: воздушные петли, столбики без накида, полустолбик с накидом и другие. Эти виды петель легли в основу многих изысканных узоров.

В настоящее время вязание крючком не ограничивается только изготовлением аксессуаров, как это было в XIX веке. Этот вид рукоделия широко применяется при изготовлении одежды, в частности, вещей для девочек и женщин. Юбки, платья, кардиганы, жакеты, пончо – все это может быть связано при помощи крючка и выглядеть ничуть не хуже, чем вещи, выпускаемые с фабрик и швейных цехов.

Вязание - способ изготовления одежды, бывает ручное (на спицах или крючком) и машинное.

В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную.
В 5 в. вязание процветает на Востоке и примерно в 9 в., попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита.
В Испании только в 16 в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки.
Чулки были необходимым предметом одежды, в 77 и 18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.

В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую.
В конце 18 в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.

Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IY-Y вв. н.э., а на территории Нового Света (Перу) - к Ш веку н.э. А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к Х1Х веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные. В 1867 г. Вильям Фелкин в своем труде о истории чулок пытался с помощью более или менее логических умозаключений доказать, что вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и лишь вследствие неточности переводчиков и переписчиков, а также из-за возможной подобности терминов произошла замена слов «вязанье» и «тканье». Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала. В действительности Пенелопа должна была именно вязать, так как распустить быстро, без нарушений нити и без видимых следов можно только связанное полотно, но не сотканное. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже. Однако это всего лишь предположения и догадки, ныне часто опровергнутые или поставленные под сомнение археологическими исследованиями. Если принять во внимание, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы - сравнительно сложные по технологии - относятся к III - Y в.в. н.э. и местам, весьма отдаленным друг от друга, это можно считать доказательством, что вязание возникло гораздо раньше, хотя и неизвестно, когда именно. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, нельзя исключить возможности, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры.

А вот что нам рассказывает об истории вязания одна из легенд Древней Греции:
Легенда и реальность
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.
Афина-Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию.
Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину.
Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.
В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань для платья из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир — чулки и перчатки, связаные из шелка пауков.

В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию "О пользе паучьего шелка", в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка.
Пауки нужного вида (нефиллы) были найдены на острове Мадагаскар и в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна.
В ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы. Жители острова Новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей.
Ткань из паутины удивительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее любых сортов искусственного и натурального шелка. Но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях...

Точную дату, или хотя бы столетие, когда впервые люди додумались вязать изделия из нитей, назвать невозможно. История рукоделия представляет лишь приблизительные данные. Однако из нее можно почерпнуть много интересного. Вязание спицами упоминается в древних письменных источниках. Наша статья будет посвящена любопытным фактам, о которых нам говорит история вязания спицами.

Первые упоминания. Эпоха египетской цивилизации

Начнем с того, что появление вязания спицами относят к временам еще до 3000 лет до н. э. В египетских захоронениях находят Так, в одном из таких погребений была найдена любопытная вещица - маленькая вязаная туфелька, явно детская. По оценкам археологов, возраст изделия - больше 4 тыс. лет. Другая находка среди древнеегипетских сокровищ - носок, в котором отдельно провязан Считается, что это было нужно для ношения сандалий, ремешок которых проходит между большим и "указательным" пальцами.

На изображении в египетской гробнице, датируемом приблизительно 1900 годом до н. э., мы могли бы увидеть женщину, которая надевает вязаные носки.

В Египте же были найдены первые детские чулки. Они также вязались для носки с сандалиями. На основе подобных находок исследователи сделали вывод, что такой "дизайн" вязаных чулок характерен именно для египетского рукоделия.

Другое подтверждение того, что история вязания спицами непосредственно связана с Древним Египтом - рисунок, найденный на стене усыпальницы Аменемхта (Бени-Хасан). Сюжет показывает нам семитов, среди которых четыре женщины. Одежда на женщинах очень похожа на Время создания данного рисунка, по мнению ученых - 9 век до н. э.!

Древние вязаные изделия находят и в совсем другом конце света, например, в Перу. Их датируют 3-м веком н. э. Сопоставляя рисунки и способы плетения, можно удостовериться, что и ранее вязание было высоко развито у разных народов. Ученые стремятся отыскать больше доказательств того, что древние цивилизации широко применяли вязание на спицах для создания одежды. История возникновения вязания спицами - интересное, исследуемое сегодня, направление в культурологии.

Греческие источники о вязаных вещах


В городе Ниневии, среди найденных при раскопках руин дворца Сенахериба, археологи обнаружили рельеф воина. На его ногах четко видно вязаные носки - практически такие, какие и сегодня носят мужчины. Как видим, на основе стольких фактов можно даже отдельно рассматривать такой вопрос, как история вязания носков.
Исследователь Уильям Фелкин представил свою работу об истории чулок, в которой попытался дать логические доказательства того, что вязание существовало во время создания "Иллиады" и "Одиссеи" Гомером.

О жене Одиссея и ее свадебном уборе

Пожалуй, самым интересным доказательством, из приведенных Фелкином, является эпизод с женой Одиссея.
Согласно поэме, Пенелопа сдерживала навязчивых женихов хитростью. Она обещала, что выйдет за кого-либо замуж только лишь тогда, когда соткет свой свадебный наряд. При этом каждую ночь хитроумная Пенелопа распускала нити наряда. По мнению Фелкина, вещь, которую соткали, не могла распускаться и снова использоваться без повреждений. Значит свой свадебный убор жена Одиссея вязала. И, возможно, что тогда в ходу были спицы для вязания, подобные нашим.
Большой возраст произведения, неточности в переводе приводят к искажения смысла многих слов. Так, по мнению исследователя истории вязаных вещей, спутались слова "вязание" и "ткание".

Упоминания в древнегреческих легендах

Мифы и легенда Древней Греции отображают не только лишь верования цивилизации, но и элементы бытовой жизни греков. Именно этим они заинтересовали ученых, история вязания спицами дополняется из этих источников новыми фактами.
В сонме греческих богов Афина Паллада особенна тем, что передала людям различные ремесла. Девушек же она учила рукоделию. И вот девушка по имени Арахна научилась ткать (а мы ведь помним возможный реальный факт, скрытый временем за этим словом) красивые, прозрачные, тонкие полотна. Сердце девушки переполнилось гордостью за свою работу. Она даже бросила вызов самой Афине!
Мудрая богиня предостерегла Арахну, явившись к ней в виде старой женщины. Но гордость той была сильной, поэтому ею было создано полотно, красотой своей равное полотнам богини. Тогда Афину охватил гнев, и она порвала полотно и ударила Арахну челноком. Уязвленная, охваченная горем девушка решила убить себя, но спасла ее сама Афина, лишив человеческого облика и превратив в паука. С тех пор Арахна плетет свою красивую тонкую паутинку.

Вязание спицами: шедевры древности

В нашей статье далее нас будет интересовать конкретно история вязания спицами. Кратко говоря, возникновение вязания с помощью металлических спиц также невозможно отнести к определенному периоду. Зато есть факты археологов о великолепных образцах, найденных в разных частях света при изучении быта отдаленных друг от друга цивилизаций прошлого.

Так, в начале нашей эры техника вязания спицами была хорошо развита. Созданные давным-давно вязаные вещи были найдены в районе Каира. Среди таких выделяется женское выполненное в нескольких цветах металлическими спицами.
Существует предположение, что в Европу вязание пришло из Египта. Принесли его на эти территории копты, египетские христиане. Сначала их вязаные вещи, взятые с собой в миссионерские поездки, восхищали европейцев. Затем ремесло пустило корни на новом месте и стало обычным делом.

Вязание? Проще простого! Шествие ремесла по Европе

Вязание завоевало популярность как способ создания красивых вещей. Во Франции, уже в 13 веке, оно стало самостоятельной, весьма доходной Спицами вязали чулки, шляпки, перчатки, верхнюю теплую одежду. Примечательно, что в Шотландии вязаный берет стал традиционным аксессуаром.
Далее процесс вязания в промышленных масштабах подвергался оптимизации. И вот в Вильям Ли изобрел вязальный станок.
Судьба изобретения была неоднозначна: Елизавета I не дала создателю машины патент. Причиной стало то, что чулки, сделанные на станке Ли, ей показались грубей сшитых из шелковой материи. Задумку Вильяма Ли по достоинству оценили во Франции. Там он и открыл свою трикотажную мастерскую, где вязались вещи механически. Это было значительно дешевле ручного трда.
Как и все новое, облегчающее ручной труд, станок произвел ажиотаж. Однако уже скоро люди заметили: связанные машиной вещи безлики, одинаковы. Поэтому ценность ручной вязки нисколько не уменьшилась, скорее, наоборот - возросла. И сейчас больше интереса, уважения к тем, кто взял в руки спицы для вязания и занялся созданием своих вещей, а не приобрел очередной шарф в магазине.

Исконно мужское занятие

Само собой разумеющийся факт, что сегодня вязание считают исключительно женским занятием. Однако в начале появления этого ремесла в Европе было все наоборот: вязали именно мужчины. Более того, в Средние века пражские мужчины (владельцы чулочных предприятий) боролись с тем, чтобы женщин допускали к производству. Таким образом предприниматели боролись с конкуренцией: пусть народ приобретает красивые вещи, а не носит то, что свяжут жены и матери.
История вязания спицами имела и забавные периоды. Занимательное и полезное рукоделие широко распространилось в европейских странах, и ведущая роль перешла к женщинам. Правда, и мужчины не отстают. Например, в Америке, в 1946 году, в конкурсе по вязанию (правда, крючком, а не спицами) победил мужчина. Он был награжден почетным Золотым крючком.

Передавая мастерство

Обучаться вязанию нетрудно, имея хоть каплю усидчивости. Вычурности придуманных за столетия труда узоров удивится любой. А вот записывать то, как создать тот или иной рисунок при вязании, начали совсем недавно. Первыми, кто зафиксировал схему рисунков вязания, были голландцы. Они же стали их публиковать в периодическом издании в 1824 году.
Целостные системы знаков для вязания выработались уже к концу 19 века. Их было две: американская и британская. Современная система, по которым обучаются российские рукодельницы, совпадают с американской. Поэтому нетрудно освоить узор даже из заграничного журнала. Универсализация знаков сделала вязание проще простого.

Резюме

В нашей статье мы прошлись по знаменательным вехам существования вязания как вида рукоделия. Мы узнали, что уже очень давно люди создают одежду, своими руками
вывязывая прекрасные узоры из пряжи.


История вязания спицами давняя, ее истоки отследить невозможно, однако самые древние находки археологов были в Египте. Жители древней развитой цивилизации любили вязаные вещи, их даже можно увидеть на людях, увековеченных в барельефах египетских храмов. Европа восприняла новое ремесло с восторгом и активно стала его развивать. Сегодня материалы по вязанию - это абсолютно доступная информация. Поэтому делать красивые уникальные вещи можно самостоятельно. Желаем вам удачи в создании своих вязаных моделей!

Дева Мария за вязанием. Бертран фон Минден. Алтарь из Букстехуде.

От Древнего Египта до Наших дней.

В последние годы вязание в нашей стране нашло широкое распространение, стало модным. Наша современная одежда проста, гармонична, удобна и легка и, как правило, однотипна. Когда в вашем гардеробе появится практичная, связанная спицами или крючком одежда, вы можете носить ее и в будни, и на отдыхе, и в торжественных случаях. Вязанные шаль, шарф, кофта, свитер, шляпа, кружевная отделка, пояс и другие предметы, дополняя ансамбль вашей одежды, сделают ее более интересной, привлекательной.

Для многих женщин увлечение вязанием не только возможность создать что-то новое, оригинальное, но нередко при современных, темпах жизни и нервных нагрузках, и потребность в беззаботном отдыхе, которому способствует равномерный ритм вязания.

Вязание изготовление трикотажного полотна или готовых изделий из непрерывных нитей изгибанием их в петли, которые переплетаются между собой. Различают вязание ручное (крючком или спицами) и машинное (на трикотажных машинах).

История возникновения вязания.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые 9 и 10 веками нашей эры.

Вязаные носки, найденные в коптских гробницах, датируются 4 - 5 вв., самые древние (3 в., эпоха Прато-Наско) вязаные вещи Нового света обнаружены в Перу. Высокое качество исполнения вещей из могил коптов позволяет считать, что техника вязания была известна гораздо раньше. В 1867 году Уильям Фелкин выдвинул гипотезу, что вязание было известно ещё во времена Троянской войны. Согласно Фелкину, убор, который героиня «Одиссеи» Пенелопа распускала каждую ночь, на самом деле не ткался, а вязался, так как только в последнем случае распущенная нить не деформируется, а сам процесс требует немного времени. То, что в «Одиссее» используется термин «тканье» Фелкин объяснял неточностью перевода и ошибками переписчиков. Изображения на древнегреческих вазах пленных троянцев в узких, облегающих штанах, дают основания некоторым исследователям утверждать, что грекам было известно вязание. Возможно, что изображённый в Келлской книге пророк Даниил облачён в узкие штаны, связанные аранскимузором.

В Скандинавии в эпоху викингов практиковалась техника, названная в России в конце 20 века вязание иглой. Более трудоёмкий вид создания полотна деревянной или костяной иглой, которое в отличие от трикотажного, связанного крючком или спицами, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Эта техника сохранялась на Русском Севере до начала 20 века под исконным названием - «копанье». Археологические находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород) датируются 10-11 веками. Способов «вязания» иглой насчитывается около тридцати. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Учёные объясняют это обстоятельство тем, что вязание иглой - процесс довольно медленный, большие изделия выглядят не так выигрышно, как тканые, а рабочая нить бралась довольно короткая, и приходилось делать много соединений, что уменьшало прочность полотна. Традиция вязания иглой сохранялась в местностях с суровым климатом вплоть до конца 20 века.

В центральной и южной Европе датируется 13 веком. В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шелковых нитей перчатки и наволочки. Причём плотность вязаного полотна наволочек сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки - около двадцати петель на дюйм.

В 16 веке в Испании было широко распространено вязание чулок, тогда же пришла мода на вязаные перчатки. Первая гильдия, объединяющая вязальщиков, была создана в Париже в 1527 году. Вязальная машина для изготовления чулок была изобретена в Англии священником Уильямом Ли в 1589 году.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз — Золотой крючок — ему вручала лично Эсте Лаудер.

Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли «гулять по Европе», а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.

В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление — только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.