Игры для детей 3 4 лет в детском саду. Дошкольное образование

  • 28.03.2024

Игры на развитие общения и восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Бабушка Маланья

Это игра-шутка. В основе ее лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Задача ребенка — придумать и подобрать интересные действия к этой потешке. Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, как это было раньше, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в действиях, но и единство в создании образа.

Игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости.

Воспитатель. Давайте поиграем в веселую игру-хоровод. Но хоровод вы будете вести самостоятельно.

Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями, показывая огромные уши, нос, голову и пр.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой...

Ничего не ели

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так...

В этот момент ведущий показывает какое-нибудь смешное движение, а дети повторяют его.

Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными. Можно, например, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши, заложить руки за спину и т.д. Действия могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в этой игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривляния детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Только после того как воспитатель даст детям несколько примеров выполнения роли ведущего, он предлагает кому-нибудь из детей занять его место и попытаться развеселить всех участников игры.

Магазин игрушек

Воспитатель предлагает детям поиграть в магазин игрушек: одни будут игрушками, которые продаются в магазине, другие — покупателями.

Воспитатель. Я буду продавцом. Кто хочет быть игрушкой? Только сначала подумайте, какую игрушку вы хотите изображать.

Дети-игрушки подходят к педагогу.

А кто любит покупать игрушки? Кто хочет быть покупателем? Покупатели будут по очереди приходить в магазин и спрашивать, какие сегодня продаются игрушки.

Дети-покупатели отходят в противоположную часть комнаты (или площадки) и дожидаются открытия магазина.

Дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая игрушки, расставленные на полке в магазине. Продавец (воспитатель) подходит к каждому ребенку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Они договариваются о том, как ее изобразить. Например, если это зайчик, можно попрыгать, волчок — покружиться, кукла — поплясать, лягушка — поквакать и попрыгать и т.д.

Магазин открыт!

Покупатели подходят по очереди, здороваются и просят показать игрушки. Продавец «берет с полки» какую-нибудь игрушку и «заводит» ее (выводит ребенка, двигая рукой за его спиной, как будто заводит ключом). Игрушка оживает. Покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Если он догадается, то забирает ее с собой (отводит на свободное место). Затем приходит следующий покупатель, и игра продолжается. Когда все игрушки будут распроданы, дети меняются ролями и все начинается снова.

Можно дополнить игру звукоподражанием.

Смелые мышки

Эта игра связана с выполнением ролевых действий, которые выполняются небольшими группами (5—6 детей) по очереди. Остальные участники игры выполняют роль жюри. Наблюдая за правильностью действии сверстников и оценивая ее, дети замечают ошибки и неточности. Это имеет важное значение для лучшего усвоения правил игры, более четкого и сознательного их выполнения. Таким образом, игра не только учит выдержке, но и создает важные предпосылки для формирования самоконтроля.

Игру лучше проводить в смешанной группе, где есть дети 4—5 лет. Она начинается с организации игрового пространства, в чем должны принять участие и дети. Ребята ставят для всех стульчики в ряд. Воспитатель проводит две черты перпендикулярно ряду стульчиков (расстояние между ними равно примерно 20 шагам), сбоку ставит стул для ловишки — кота.

Дети садятся на стульчики. Из них выбирают пять-шесть человек, которые будут смелыми мышками, и одного ребенка — на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает место на своем стульчике.

С началом стихотворного текста, который произносит воспитатель вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению к второй черте.

Вышли мыши как-то раз Дети-«мыши» осторожно подкрадываются и останавливаются примерно на середине между двумя чертами.

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири. Дети-зрители хлопают в ладоши, а «мыши» делают движения руками, будто дергают за гири.

Вдруг раздался страшный звон! (Длительная пауза.)

Убежали мышки вон. Воспитатель и дети-зрители произносят: «Бом-бом-бом»! «Мыши убегают, а кот их ловит.

Спасаться от кота мышки могут за любой чертой, двигаясь или назад или вперед. Кот ловит их только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются те мышки, до которых дотронулся кот. Дети-зрители, выполняющие роль жюри, вместе с воспитателем отмечают, какие мышки были смелые, какие трусливые, кого кот поймал, ловкий ли кот, не нарушали ли кот и мышки правила игры.

После этого назначаются новые мышки и кот, и игра повторяется заново.

Лиса и гуси (вариант народной игры)

Игра имеет важное значение для нравственного воспитания детей.

Она носит сюжетно-ролевой характер, что помогает успешному решению игровой задачи.

В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.

Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25—30 шагов. За одной из них — дом хозяина и гусей, а за другой — луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы.

Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга).

Хозяин. Гуси-гуси!

Гуси . Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси . Да-да-да!

Хозяин . Ну, летите! Гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит.

Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят!

Лиса. Не отдам!

Все . Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко взять друг друга за талию. Затем подходит к лисе, берет ее за руки.

Воспитатель. Держитесь крепко. Тянем-потянем. Ух!

Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «по-тя- нем!» (2—3 раза).

Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает шаг из круга, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой.

Затем выбирается новая лиса, и игра начинается снова.

В конце игры, когда лиса будет побеждена, подводится итог. Нужно объяснить малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.

Салочки-выручалочки

Игра отличается от предыдущих тем, что пространственно-двигательные условия в ней усложняются. Детям теперь предоставляется свобода в выборе движений. А это для малышей гораздо труднее, чем идти всем вместе, держась за руки. Кроме того, выручая своего товарища в одиночку, ребенок рискует быть пойманным сам, следовательно, от него требуются довольно высокая концентрация усилий и смелость.

Воспитатель . Давайте поиграем в очень веселую игру.

Взрослый вместе с детьми очерчивает на земле большую площадку (30—35 шагов в длину и ширину). Он объясняет детям, что бегать можно только внутри нее, забегать за черту нельзя.

Сегодня мы будем играть в салочки-выручалочки. Я буду салочкой, а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча, вот так (показывает). Как только до него дотронулись, можно опять бегать. Постарайтесь не попадаться салке. Если она совсем близко, можно присесть на корточки. Того, кто присел, салка не тронет. Самого смелого, быстрого, ловкого салке ни за что не поймать. Вот мы и посмотрим, кто у нас самый смелый и ловкий!

Воспитатель и дети (вместе)

Салочка нас не догонит,

Салочке нас не поймать,

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать!

С последним словом дети разбегаются в разных направлениях, а воспитатель, дав им возможность немного побегать, начинает ловить их. Осалив кого-нибудь, он напоминает малышу, что тот может громко сказать: «Выручайте!», а сам отворачивается, чтобы дети успели выручить осаленного. Первого ребенка, который выручит товарища, нужно похвалить. Постепенно, по мере того как дети привыкнут к игре, активность салочки возрастает.

Игра продолжается 10—15 минут. В конце взрослый отмечает, кто из детей выручал осаленных, кто ловко убегал и ни разу не попался, кто вовремя приседал и не дал себя осалить. В дальнейшем, когда воспитанники усвоят правила игры, роль салки может выполнять кто-либо из них. Салочку выбирает сначала сам воспитатель, а затем дети с помощью считалки.

Очень важно предупреждать случаи, когда дети намеренно поддаются салке. Для этого можно прервать игру и обратить внимание ребят на допущенные ошибки. Если кто-нибудь убегает за пределы площадки, следует выразить сомнение в том, хочет ли этот ребенок играть вместе со всеми. Объясните всем, что салочка не ловит того, кто убегает с площадки.

Подобные перерывы в игре вполне уместны, так как дают возможность детям отдохнуть и уточнить правила. Однако злоупотреблять такими паузами и затягивать их не следует.

Кто раньше дойдет до флажка

Игра носит характер соревнования в скорости ходьбы. Задача, стоящая перед ребенком, усложняется: во-первых, в игре отсутствует воображаемая ситуация, и, во-вторых, ребенок должен преодолеть естественное желание бежать (ведь он стремится быть первым). Все это представляет для малыша большую трудность и в то же время воспитывает волевые качества личности.

Участники учатся оценивать действия сверстников. Контролируя других, ребенок лучше осознает правила игры и таким образом приучается к самоконтролю.

Воспитатель. Кто из вас умеет ходить очень быстро? Ну, конечно же, все! А вот мы сейчас проверим, действительно ли это так. Я знаю одну интересную игру. Называется она «Кто раньше дойдет до флажка?».

Взрослый проводит на земле линию — отсюда начинается игра. Напротив черты на расстоянии 25—30 шагов ставится длинный стол, на который кладется флажок. Воспитатель вызывает сначала двух детей. Он предлагает встать «на старте» и по сигналу (хлопок или звук бубна) дойти до флажка. При этом взрослый подчеркивает, что к флажку нужно идти, а бежать не разрешается. Тот, кто побежит, будет считаться проигравшим. Остальным ребятам он предлагает посмотреть, кто из их сверстников раньше поднимет флажок.

Воспитатель дает сигнал, двое детей наперегонки идут к флажку, а остальные — наблюдают, оценивают действия сверстников, награждают победителя аплодисментами.

После такого наглядного объяснения воспитатель выбирает 4— 5 детей, предлагает им встать у черты (на старте) и подает сигнал. Победитель получает приз (тот же флажок или бумажную медаль). Все остальные участники соревнований, если, конечно, они не нарушили правил, награждаются аплодисментами. Затем выбирается новая пятерка (или четверка) детей, на столе появляется новый флажок, и игра продолжается.

Я принес тебе подарок

Оборудование : разнообразные атрибуты, изменяющие внешний облик ребенка (бусы, значки, головные уборы, ленточки и пр.), а также елочные бусы, мишуру, косынки, ленты, юбочки (лоскуты на резинке), фартучки, флажки, султанчики, воротники с галстуками, звездочки, значки, искусственные цветы и пр.

Игра воспитывает у детей желание сделать что-то приятное другому, например, подарить ему то, что нравится самому. Такое стремление чрезвычайно важно для нравственного развития ребенка.

Игровая ситуация такова, что ребенок сам выбирает, кому он хочет сделать подарок и что именно подарить. Дети учатся самостоятельно принимать решения, что для ребенка 3—4 лет довольно сложно. Игра создает атмосферу праздника, которой так не хватает им в детском саду.

Число предметов должно соответствовать числу детей в группе. Имея по два-три экземпляра перечисленных предметов, можно организовать игру со всей группой. Кроме этого, потребуется нарядная коробка, чтобы положить в нее выбранный подарок.

Воспитатель. Давайте сделаем так: пусть каждый выберет из вещей то, что ему понравится, положит вещь в коробку, а потом подарит тому, кому захочет, и вместе с ним попляшет. Посмотрите, какие красивые подарки приготовлены для вас.

Затем он вместе с детьми подходит к столам, на которых заранее разложен игровой материал, закрытый тканью. Откидывает ткань и дает возможность детям полюбоваться различными украшениями и атрибутами. Взрослый объясняет, что ими можно украсить себя на празднике.

Дети возвращаются на место и рассаживаются на заранее подготовленные стульчики, которые стоят спиной к столам с подарками.

Воспитатель шепотом спрашивает одного из участников игры, кому он хочет сделать подарок, дает ему коробку, и малыш отправляется к столам с подарками.

Интересно, что выберет Петя (называет имя ребенка) и кому он отдаст свой подарок?

Нужно объяснить важное правило игры: не поворачиваться к столам и не подглядывать, что выбирает Петя.

Когда малыш вместе с коробкой, в которой лежит подарок, подходит к тому, для кого он выбран, воспитатель предлагает повторить вместе с ним следующие слова:

Я принес тебе подарок,

Если нравится, возьми,

Всем ребятам покажи

И со мною попляши.

Торжественное вручение сюрприза происходит при активном участии воспитателя, который помогает открыть коробку, показывает всем детям подарок, подсказывает, что надо поблагодарить за него, помогает надеть или приладить украшение. Затем предлагает малышам поплясать.

Оба ребенка пляшут, а остальные участники игры поют песенку и хлопают им. Потом они садятся на место, а за подарком отправляется следующий ребенок, которому передается коробка.

Так по очереди (в соответствии с тем, как они сидят) все дети дарят что-то друг другу. В конце ребята ходят по комнате, демонстрируют свои подарки, обыгрывают их, танцуют и т.д.

После этого предметы возвращаются обратно на стол, и игра начинается заново. Каждый ребенок может выбрать другого партнера и другой подарок.

Постарайтесь сделать все, чтобы дети испытали радость не только от преподнесенного им сюрприза, но и от того, что они сделали приятное для своего друга.

Возможно, что ребенку потребуется помощь при выборе партнера (кому дарить) и предмета. Помогите, подскажите ему.

Важно, чтобы игра не утомила детей и закончилась вовремя.

Кто разбудил Мишутку?

Цель: научить прислушиваться к окружающим звукам, не только различать голоса друг друга, но и управлять своими голосами.

Оборудование: мягкая игрушка (желательно мишка) средних размеров, нарядно одетая с бантиком, пояском, передником и пр. (Может быть заменен зайчиком, куклой, котенком и др.)

Игра проста по своему содержанию и основывается на опыте детей — игровом, познавательном и житейском.

В игре участвуют все дети группы. Вместе с воспитателем они садятся на стульчики, расположенные полукругом. Один стул поставлен напротив сидящих детей, он остается свободным. Неожиданно для ребят взрослый приносит игрушечного мишку и предлагает познакомиться с ним. Обращает внимание детей на мишкин наряд.

Воспитатель. Мишутка хочет поиграть с вами. Давайте поиграем в такую игру: кто-то будет укладывать мишку спать, а кто- то его разбудит словами: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!»

Дети хором повторяют слова.

Взрослый, убедившись в том, что ребята запомнили текст, предупреждает, что будить мишку будет только тот, кого назовут.

Воспитатель подзывает к себе одного ребенка, передает ему мишку, усаживает спиной к остальным детям на свободный стул и просит не поворачиваться, пока его не позовут. Объясняет, что убаюкивать мишку будет этот ребенок, а будить другой.

Мишка сам должен догадаться, кто его разбудил, подсказывать ему нельзя. Настала ночь. Набегался, нагулялся наш Мишутка, устал. Давайте уложим его спать и споем ему колыбельную песенку: «Баю-баюшки-баю, Мише песенку спою. Баю-баюшки-бай-бай, поскорее засыпай».

Взрослый вместе с детьми поет колыбельную песенку, а ребенок, сидящий к ним спиной, убаюкивает Мишутку.

Спит Мишутка, крепко спит и снится ему что-то вкусное-вкусное... Вот настало утро. Все уже давно встали, умылись, оделись. А наш Мишутка спит да спит. Надо его разбудить.

Указывает рукой на одного из ребят и, не называя его по имени, предлагает ему четко и достаточно громко произнести знакомые слова: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!», просит детей соблюдать полную тишину («а то Мишутка не услышит и не узнает, кто его разбудил»), не подсказывать Мишутке. Чтобы облегчить детям выполнение этого правила, можно предложить им тыльной стороной ладони прикрыть рот («чтобы слова не выскочили»).

Проснулся Мишутка? А знаешь, кто тебя разбудил? Иди к нам и найди его.

Ребенок с мишкой подходит к детям, находит среди них того, кто произнес слова, и кладет мишкины лапы ему на плечи или усаживает мишку к нему на колени. Все аплодируют мишке, а он кланяется.

После этого участники игры вместе с воспитателем просят мишку сделать что-нибудь забавное. Например, топнуть ножкой или покружиться, попрыгать, а ребенок, получивший мишку, «помогает» ему (действует игрушкой).

Снова выбирается тот, кто будет убаюкивать Мишутку, и игра начинается заново.

Поскольку ребенок становится все более активным и выносливым. Его начинают интересовать совместные игры со сверстниками, малыш стремится продемонстрировать свои умения и достижения другим людям. Он хочет соревноваться в своих навыках со сверстниками, хотя еще не вполне готов к таким играм, т. к. не умеет проигрывать.

Задача родителей в этот период — поддержать стремление ребенка к подвижным играм, общению с другими детьми и обеспечить условия для физического развития ребенка (например,).

Хотя игровая деятельность является естественной для ребенка дошкольного возраста, дети в возрасте 3-4 лет еще не в состоянии самостоятельно придумывать игры и воплощать их в жизнь. Им необходима помощь взрослого, чтобы:

  • накопить опыт конкретных игр,
  • научиться соблюдать правила во время игры,
  • приобрести определенные навыки (ловить мяч, спрыгивать с высоты и т. д.),
  • чередовать периоды активных нагрузок и отдыха.

Психологи рекомендуют выстраивать режим дня ребенка таким образом, чтобы у него был минимум 1 час неструктурированной физической активности (ребенок самостоятельно бегает, прыгает) и 1 час структурированной физической нагрузки (игры, физкультминутки, различные комплексы упражнений), которую обеспечивает взрослый.

Подвижные игры для детей 3 — 4 лет на улице

«Медведь»

Дети считаются и выбирают, кто будет медведем. По двум противоположным сторонам площадки чертят линии: за одной линией – берлога медведя, за другой – дом детей. Середина площадки – опушка леса. Дети выходят из своего домика и идут на опушку собирать ягоды со словами:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

На слове «рычит» медведь выбегает из своей берлоги и ловит детей. Дети убегают в свой домик. Игра повторяется. Когда медведь поймает 2 – 3 детей, медведя меняют.

Полоса препятствий

Ваш ребенок уже уверенно катается на трехколесном велосипеде или самокате? Отлично, пора совершенствовать его навыки управления новым транспортным средством. Соорудите полосу препятствий из пластиковых бутылок, деревянных брусков и игрушек, которые ребенок должен объехать. Рядом с препятствием нарисуйте стрелочку, в какую сторону поворачивать, чтобы малыш тренировался объезжать предметы с разных сторон. вы найдете в этой статье.

После успешного прохождения всех препятствий вручите победителю приз.

Классики

Популярная игра, которая отрабатывает меткость и ловкость. Ребенок 3 – 4 лет еще не умеет уверенно прыгать на одной ноге, поэтому кидаем биту, прыгаем на двух ногах, забираем биту и возвращаемся. Тот, у кого бита попала на линию или вылетела за пределы классиков, пропускает ход.

Поиски игрушек

Рисуете на асфальте табличку на 4 – 6 ячеек, в зависимости от количества игрушек, и в каждой ячейке схематично изображаете то, что нужно найти. Малыш закрывает глаза и вы быстро прячете игрушки на площадке. Ребенок ищет предметы и раскладывает их по соответствующим ячейкам. Если детей несколько, то чертим несколько табличек. В конце игры проверяем соответствие рисунка и игрушки.

«Сардины в банке» или прятки наоборот

Предложите ребенку сыграть в прятки наоборот. Ведущий прячется, а остальные пытаются его отыскать. Когда кто-то находит ведущего, то присоединяется к нему и они вдвоем сидят в тайнике. Под конец в тайник набивается столько человек, что они находятся там как «сардины в банке» — отсюда и название. Последний, кто находит тайник, становится ведущим.

«Кот и мыши»

Если на есть лесенки для лазания, то можно поиграть в такую игру. Дети – «мышки» располагаются на 2 – 3-ей ступеньке лесенки – это мышиные домики. Кот (взрослый) дремлет в углу площадки. Мыши спускаются, бегают, кружатся. Взрослый говорит:

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька кот,

Разобьет ваш хоровод!

На слове «хоровод» мыши бегут обратно на лесенку, а кот их ловит. Ловить можно только до черты, которую проводят за 2 шага до лесенки. Тот, кого поймали, становится котом.

Поезд

Дети выстраиваются паровозиком и начинают движение, приговаривая «чух-чух-чух». Взрослый исполняет роль «регулировщика». Он называет загорающиеся цвета семафора, ставит шлагбаум, отдает команды — «поворот направо», «поворот налево», «быстро», «медленно» и т.д. В этой игре нужно периодически менять «паровоз» — первого игрока, который отвечает за правильную трактовку команд регулировщика, чтобы каждый мог потренироваться в и ориентации на местности.

Лягушка и цапля

На асфальте рисуем большое озеро с неровными краями и кочками. Один игрок – лягушка сидит в озере. Он может перемещаться только по воде. Второй игрок – цапля перемещается только по суше (по берегу и кочкам). Задача цапли поймать лягушку, которая скачет по всему озеру. Если лягушку поймали, то она становится цаплей.

Африканская река

На асфальте рисуем реку (2 линии) или кладем 2 шнура. В реке водятся крокодилы, а на берегу может подстерегать опасность – лев. Ребенок – зебра, которая пришла на водопой. Мама говорит, какая опасность её подстерегает: если крокодил, то надо выпрыгнуть от него на берег, если лев – то наоборот, спрятаться от него в воде. Когда малыш усвоит правила, можно пробовать его запутать, говоря подряд одну и ту же команду.

Паук

Чертим круг диаметром 2 метра – это паутина. В середине сидит паук (один игрок), а вокруг паутины летают и бегают мелкие насекомые (от 1 до 5 игроков). Они дразнят паука, близко подходя к кругу, протягивают руки, но стараются увильнуть от паука, который бегает по краю паутины, стараясь поймать жертву. Если паук поймал другого игрока, то они меняются местами.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Цветные «наперегонки»

Рисуем линию старта. Считалкой определяем игрока, который первым загадывает цвет. Этот игрок называет цвет, и оба бегут к любым предметам нужного цвета и возвращаются обратно. Кто прибежал первым на линию старта, тот загадывает следующий цвет.

Не забывайте про такие веселые игры на улице как:

  • догонялки,
  • запуск воздушного змея,

и ваши прогулки будут наполнены физической активностью, положительными эмоциями и радостью от совместного времяпрепровождения.

— это отличная возможность для подвижных игр с детками 3-4 лет, которую вы сможете реализовать в ближайшее время, воспользовавшись идеями игр из статьи.

Подвижные игры с детьми 3 — 4 лет дома

Собери урожай

Ставим 5 кубиков друг за другом на расстоянии 1 метр. Перед кубиками ставим корзину, а за ними кладем овощи и фрукты (игрушечные или настоящие). Задача ребенка собрать урожай, перепрыгивая через кубики с высоко поднятыми коленями. За 1 раз можно принести только 1 продукт.

Времена года

Предварительно обсудите с ребенком, какие времена года он знает и их признаки. Во время игры один игрок называет время года, а второй показывает пантомиму «Что люди делают в это время года». Например, зимой – играют в снежки, катаются на санках, коньках; весной – нюхают цветы, идут на парад, вскапывают огород; летом – плавают в реке, играют в песке, загорают; осенью – выкапывают и срывают урожай, гребут листья граблями и т.д.

Дорожка домой

Рисуем дорожку шириной 40-50 см. (или кладем по бокам 2 веревки). Скажите, что малыш-лошадка, которая ускакала далеко от своей деревни и ей пора домой. Но дорога к дому предстоит трудная, нужно слушать внимательно и правильно выполнять все движения. Мама говорит:

  • Ровная дорожка – идем шагом;
  • Кочки, ухабы – прыгаем на 2 ногах;
  • В ямку «бух» — приседаем на корточки.

Можно говорить команды вразнобой или использовать потешку для игры:

Ехал мальчик маленький

На лошадке серенькой.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам.

В ямку «Бух!»

Достань перышко

Натягиваем веревку на 10 см выше поднятых вверх рук ребенка. Привязываем там несколько перышек (настоящих или из бумаги). Просим малыша оттолкнуться 2 ногами и подпрыгнуть так высоко, чтобы 2 руками дотронуться до перышка.

Перышки можно заменить липкими стикерами с веселыми и грустными рожицами. Тогда задача малыша – собрать как можно больше стикеров со смайликами.

Вы можете расширить игру и поиграть в салки с условием. Если игрок дотрагивается до перышка, то его нельзя осалить в течение 3 счетов. Если висят стикеры, то только смайлик дает такое преимущество.

Солнечный зайчик

Подходит для игры дома и на улице, где много разноцветных предметов. Малыш – солнечный зайчик, который может изменять свой цвет. Если он попадает на свой цвет, то становится невидимым. Мама говорит: «Лиса ищет розового зайчика». Малыш должен подбежать к предмету розового цвета и прикоснуться к нему. Если ребенок не находит предмет нужного цвета, то лиса замечает зайчика, старается догнать его и съесть.

Хитрый лис

Охотник хочет поймать лиса, который притаился в своей норе. Игрок – лис отворачивается, чтобы не видеть охотника. Охотник бесшумно подкрадывается к нему сзади, чтобы хлопнуть по спине – это означает, что лис пойман. Лис может в любой момент повернуться и тогда охотнику нужно замереть, чтобы остаться незамеченным. Если охотник пошевелился, то лис его замечает и игра начинается заново. Если лиса поймали, то игроки меняются местами.

И еще несколько простых идей для организации подвижных игр с детьми дома:

  1. Танцы. Для этого достаточно включить любую веселую мелодию и . Не оставайтесь в стороне, показывайте движения, а малыш их будет повторять. Так вы сможете регулировать сложность выполняемых па, да и сами разомнетесь. Добавьте ленты или шарфы, и ваши танцы станут еще интересней.
  2. Полоса препятствий. Устройте дома полосу препятствий из диванных подушек, стульев, массажной дорожки, веревки, натянутой на высоте 30 см над полом и отправляйтесь в увлекательное путешествие
  3. Бой. Устройте бой мягкими кубиками или мягкими игрушками. Задача одного игрока попасть, а другого увернуться. Веселье вам гарантировано.
  4. Фонарик. Поиграйте с фонариком. Направляйте свет от фонаря на стену или пол, а ребенок пусть ловит «солнечного зайчика» руками или ногами.
  5. Шарады. По очереди с ребенком показывайте различных животных: как двигается, какие звуки издает. Кто больше животных отгадает?
  6. Заморозить фигуру. Это вариация известной игры «Море волнуется раз…». Под музыку или песенку ребенок бегает по комнате, а когда музыка замолкает, ребенок должен застыть в фигуре животного, птицы, рыбы, цветка и.т.д. (тема фигуры обсуждается заранее). Ведущий отгадывает, кого же изобразил игрок, а потом меняются местами.

А вот физкультминутка, с помощью которой вы сможете разнообразить деятельность малыша, если он всерьез увлекся малоподвижными играми:

Веселых игр и гармоничного развития вашему малышу!

А в какие подвижные игры играете вы с ребенком дома и на улице? Расскажите в комментариях!

Дошколята 4-5 лет с удовольствием поиграют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Кошки-мышки

Активная игра. Развивает ловкость, скорость, внимательность. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Есть два варианта этой игры.
Первый. Все, кроме троих игроков берутся за руки и встают в незамкнутый круг. Внутри бегает "мышка" и две "кошки". "Кошки" должны догнать мышку, но это не так просто, т.к. она может спокойно пробегать между игроками в кругу, а они – нет. После все втроем встают в круг и выбираются новые кошки-мышки.
Второй вариант. В одном углу обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая, где находятся мелкие предметы, изображающие припасы. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок ведущего (или после слов стишка) кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки. Вначале кошку играет кто-то из взрослых, который делает вид, что ловит, но дает мышкам убежать. В игру можно внести словесное сопровождение:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Вот он слышит - вышли мыши,
Потихоньку, ближе, ближе,
Изо всех ползут щелей.
Цап – царап! Лови скорей!

  1. Карусели

Спокойно-активная хороводная игра. Развивает координацию и синхронность движений, ловкость, внимательность. Умение управлять силой голоса. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с детьми встает в круг и все начинают медленно и тихо произносить текст:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(При этом игроки начинают медленное движение по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Нарастает и темп и сила голоса, одновременно увеличивается скорость движения. Игроки переходят на бег) Следующая часть произносится с понижением темпа и силы голоса:
Тише, тише! Не спешите!
Карусель остановите!
(С этими словами все останавливаются).

  1. Кенгуру

Активная игра. Развивает ловкость, быстроту в движениях. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Соревнуются две команды. Зажав ногами спичечный коробок (или аналогичный предмет), нужно допрыгать как кенгуру до противоположной стенки (или стула), остановиться и громко сказать: "Я – кенгуру!" (это заявление тоже оценивается ведущим). Затем нужно допрыгать обратно и передать коробок товарищу по команде. Победившей команде - призы.

  1. Лишнее слово

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, умение объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова. Подходит для дома и улицы.
Перед началом игры ведущий объясняет, что в русском языке есть слова схожие по значению. Ведущий перечисляет детям 4 слова, а они называют, какое лишнее, и объясняют, почему они так думают. Можно играть не только с существительными, но и с глаголами и прилагательными.

  1. Конфетки

Спокойная игра. Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. Подходит для дома и улицы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. Горячий шарик

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Пропущенные числа


Ведущий считает до 10, умышленно пропуская некоторые числа (или ошибаясь). Игроки должны хлопнуть в ладоши, как услышали ошибку, и назвать пропущенное число.

  1. Пушинка

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома.
Старинная русская игра. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Ромашка

Спокойная игра. Позволяет раскрепоститься. Подходит для дома.
Подходит для начала праздника, если гости чувствуют себя скованно. Для игры заранее заготавливается из бумаги ромашка. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На обороте каждого написаны легкие смешные задания, например, прокукарекать, пропрыгать по-лягушачьи или на одной ножке, повторить скороговорку, проползти на четвереньках и т.д. Дети отрывают по лепестку и выполняют задание. Если дети еще не умеют читать, задание можно изобразить в виде рисунка или прочитать ведущему.

  1. Ежики

Активная игра. Развивает скорость, мелкую моторику. Подходит для улицы и дома.
Командная игра. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях "ежикам" и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок. Второй команде можно дать приз за самого оригинального/симпатичного/веселого ежа (по обстоятельствам).

  1. Я иду, иду

Активная игра. Развивает скорость и внимание. Подходит для дома и улицы.
Веселая, эмоциональная игра, доставляющая маленьким детям много удовольствия. Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: "Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю" Услышав слово "переловлю", дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Игра хорошо подходит для дома, когда ведущий ведет из комнаты в комнату, повторяя первые строчки. Когда же будет произнесено заветное "переловлю", дети с визгом устремляются через всю квартиру к спасительному месту.

  1. Паук и мухи

Мерцающая игра. Учит детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, и замирать по сигналу. Развивает координацию и внимание. Подходит для дома и улицы.
В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит "паук". Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: "Паук!" мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

  1. Кто я?

Спокойная игра. Развивает логику, расширяет кругозор. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника. При входе каждый ребенок получает новое имя – медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе. Как вариант, можно описывать это животное только прилагательными (например: хитрая, рыжая, пушистая… - лиса). Задача – как можно быстрее выяснить, о ком идет речь.

  1. Времена года?

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Съедобное - несъедобное?

Спокойная игра. Развивает внимание и логику. Подходит для дома и улицы.
Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный. С ошибившихся можно брать фанты, по которым потом втемную назначаются смешные задания.

  1. Послушная тень или Зеркало

Спокойная игра. Развивает внимание. Подходит для дома и улицы.
Выбираются два игрока (например, при помощи считалочки), один - тень другого. "Тень" должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течении минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе тень из числа других игроков.

  1. Поиски клада

Спокойная игра. Развивает умение ориентироваться в пространстве, логику, внимание, способность сопоставлять части, собирать мозаику. Подходит для дома и улицы.
Заранее составляется карта места, где спрятаны сокровища (квартиры или улицы), разрезается на кусочки, каждый из которых добывается игроками в виде награды за правильно отгаданную загадку или выполненное задание. Составив карту как пазл, все приглашенные ищут сокровище и обнаруживают что-то вкусное или интересное. Перед этой игрой лучше потренироваться и составить с детьми похожий план, проговаривая, как и что обозначается. Важно обратить внимание детей, что план – это как бы вид сверху. В случае затруднения в поисках клада ведущий подсказывает, направляя детей в нужном направлении.

  1. Горячо-холодно

Спокойная игра. Развивает логику. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника, если в комнате заранее спрятать разные сувениры-безделушки. Пришедший гость начинает искать спрятанный приз, а остальные подсказывают ему, верно ли он идет. Если он приближается к спрятанному предмету – кричат "Тепло", если совсем близко – "Горячо", если удаляется "Прохладно" или совсем "Холодно".

  1. Пропущенные числа

Спокойная игра. Развивает внимание и навыки счета. Подходит для дома и улицы.
Ведущий считает, умышленно ошибаясь или пропуская числа. Игроки должны хлопнуть в ладоши, как заметят ошибку, и исправить его.

  1. Успей-ка

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

  1. Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит "Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем" и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. В старом чулане

Спокойная игра. Развивает речь и умение различать части предметов, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они "без"…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.

Игры, в которые наши воспитатели играют с детьми в детском саду, не требуют большой наглядности, а картинки, книжки, журнальные вырезки найдутся в каждом доме.Поэтому, мы вам, уважаемые родители, предлагаем создать дома свою «лекотеку» - игры и упражнения, в которые можно играть с ребенком всюду, дома, на прогулке, предложить их в гостях - детской или взрослой аудитории.


Вот эти игры предназначены малышам от 3 до 4 лет:

«Хорошо - плохо»

Игра должна стать повседневной для каждой семьи, т.к. она постепенно, без напряжения учит ребёнка видеть противоречия в мире природы: зимой -хорошо - можно кататься на санках, но зимой- плохо - холодно; снег - хорошо - можно слепить снежную бабу, но снег - плохо - от снега мёрзнуть пальцы и т.д. (и так, о любом природном явлении или объекте, доступном пониманию малыша).

«Волшебник Оживлялка»

Волшебник Оживлялка может рассказать ребёнку от имени дерева или цветка, или травинки о его жизни, - что любит дерево или цветок, чего боится, чем он помогает людям. «Волшебная дорожка»Нарисуйте на песке или на листке дорожку, разделив её на три части, и рассмотрите с её помощью любой живой объект, растение:маленькое дерево (с тоненьким стволом) - молодое дерево (ствол не очень толстый) - старое высокое дерево (с толстым стволом).Животное: маленький котёнок - котёнок побольше - взрослый кот. Цветок: бутон у розы - роза расцвела - роза завяла. «Части - целое»Взрослый называет части, а малыш узнаёт загаданный объект:- Мягкие лапки, пушистая шёрстка, хвостик.- Это лиса.- Похоже, но я загадала не лису. Скажу ещё, что это животное любит молоко.- Это кошка.Взрослый:- А ещё! Сам большой, уши большие, хобот - нос длинный…- Это слон.

Второй вариант игры - взрослый и ребёнок меняются ролями: ребёнок называет части, а взрослый - целое. При этом желательно, чтобы взрослый не сразу догадался о ком идёт речь, провоцируя ребёнка назвать как можно больше его характерных признаков, повадок.

«Почемучка»

Взрослый на первом этапе объясняет причину и следствие. Например, если собаке положить ладошку в пасть, она может укусить? Зимой нельзя есть снег и сосульки - заболит горло. Без панамки нельзя ходить в жару - будет болеть голова и т.д.На втором этапе взрослый приглашает к этому действию малыша; при этом он не может назвать следствия, а у ребёнка спросить причину. Например, собака укусит, если… (её дразнить, совать ладошку в пасть - отвечает ребёнок)

«На что похоже?»

Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

«Кто такой же?»

У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).- А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).- Кто ещё кусается как собачка?- Кто ещё любит молоко как кашка?- Кто ещё маленький как воробышек?Как вариант игры - можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие.

Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая. «Найди друзей» Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик - колючая ёлка; зелёный листок - зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т.д. Колючий - ёжик, ёлка, иголка. Зелёный - листок, лягушка, кузнечик, огурец.Круглый - мячик, солнце, яблоко, воздушный шар. Холодный - снег, лёд, мороженое.

«Угадай, кто я?»

Взрослый имитирует движения, жесты, голос различных животных, но только тех, кого ребёнок в состоянии узнать (собака, кошка, волк, лошадь, поросёнок, корова, петух, гусь и др.) На втором этапе необходимо побуждать малыша самого к подобной имитации, а взрослый обязательно поощряет и подыгрывает ему. «Фотоальбом»Пользуясь тем, что малыши часто любят рассматривать фотографии, превратите это занятие в ненавязчивое обучение в форме игры.

1 вариант. Для того чтобы проследить генетическую линию какого-либо члена семьи. Вместе с ребёнком разложите фотографии от младенческих, детских до взрослых, а может быть, даже до старческого возраста, обязательно при этом отмечая, как менялся изучаемый человек с возрастом. Затем, перемешайте фотографии и предложите ребёнку попытаться выложить их в той же последовательности, но самостоятельно.

2 вариант. По ходу рассматривания фотографий членов семьи обязательно называйте, кем он ребёнку доводится (бабушка, дедушка, дядя, тётя).

3 вариант. Выкладывая фотографии членов семьи в различном порядке каждый раз вместе с ребёнком называйте их функции:- Мама что обычно делает?-Учит детей в школе, стирает, гладит, варит еду…- Папа что делает?- Делает машины на заводе, ремонтирует игрушки, смотрит телевизор…- Брат что делает?- Ходит в школу, делает уроки, играет, помогает маме…

4 вариант. Уточните, где сделан снимок…- Видишь, это мы во дворе, а это в лесу, а это на речке, а это бабушки дома… «Что для чего?»Взрослый:- Где у тебя ротик? А для чего тебе нужен ротик?- Чтобы кушать, пить сок, грызть орешки, откусывать что-нибудь, разговаривать.- А ещё он тебе помогает петь. А ещё?- А ещё плакать, кричать, смеяться.И так про глаза, уши, нос, руки, ноги, живот.

«Угадай, какое настроение»

Взрослый показывает ребёнку фотографии его самого, где он смеётся, плачет, задумчиво смотрит, хитро улыбается, сердится и называет эти состояния сначала в форме глагола (ты здесь плачешь, смеёшься, грустишь, радуешься…), а затем в форме прилагательного (ты здесь грустный, весёлый, задумчивый, хитрый…)Далее взрослый предлагает рассмотреть книги с иллюстрациями, на которых изображены животные (злой тигр, волк; испуганный заяц, хитрая лиса, весёлый щенок…) и предлагает назвать их настроение в глагольной форме (волк сердится, злится).После взрослый предлагает ребёнку: «Давай покажем, как мы радуемся, сердимся, грустим», - и побуждает ребёнка к мимическому воспроизведению эмоций.

«Волшебные очки»

1 вариант. Страунинг А.М. - формирует у ребёнка способность различать предметы по форме; - развивает внимание, способность к анализу и синтезу. Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки определённой формы - круглой, квадратной, треугольной. При этом требуется найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

2 вариант. Железнова С.В. - вырезать из цветного картона красные, зелёные, жёлтые очки; - упражнять ребёнка в на хождении предметов основных 4-х цветов. Одевая очки разного цвета, нужно вначале вместе с ребёнком, а затем самостоятельно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент одеты очки. «Что такое же?» Развивает способность к аналитико-синтетической деятельности; - обогащает словарь прилагательными.) Взрослый берёт любой предмет, определяет одно или несколько свойств предмета (поочерёдно) и вместе с ребёнком сначала находить подобный по заданному свойству объект.Взрослый:- У меня лимон, он жёлтый. Давай найдём с тобой ещё что-нибудь жёлтое (яблоко, шарик, кубик, платьице у куклы, карандаш).- А теперь найдём что-нибудь мягкое, такое же на ощупь, как плюшевый мишка…

«Что умеет делать?»

1 этап. Взрослый называет ребёнку предмет (обязательно показывая на него или на картинку с его изображением) и спрашивает, что он умеет делать. Например,- Вот машина. Что она умеет делать?- Ездить, сигналить, возить, рычать…- Карандаши. Что они умеют делать?- Рисовать, делать дырку в бумаге…

2 этап. Ребёнок сам называет предметы и определяет их функцию. Необходимо помимо основной функции предмета назвать и дополнительную (возможно в шутку).

Восприятие звуков

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы...

Такая способность не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. Общая цель игр — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник.

Последовательность игр в разделе определяется нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их.

В группе необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок, чтобы отделить загаданный звук от других звуковых впечатлений, а также для того, чтобы все участники игры могли сосредоточиться и оценить ответы друг друга. Ребенок, отгадывающий звуковую загадку, не должен видеть источник звука. Для этого можно отгородить его ширмой или посадить ребенка к нему спиной.

Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня вдень.

Игра для детей 3-4 лет «Что выбрал Петрушка?»

Цели: научить узнавать на слух источник звука; способствовать обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам; развивать организованность, умение управлять своим поведением и чуткое отношение к тем, кто испытывает затруднение.

Оборудование : настольная ширма, красивая коробка с музыкальными и озвученными игрушками. Приведем несколько вариантов наборов таких игрушек:

набор 1 : барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка с пищиком;

набор 2 : погремушка, звонок или колокольчик, игрушечная гармошка, бубен или барабан;

набор 3 : музыкальная шарманка, бубен, деревянная колотушка или две деревянные ложки.

В игре участвует вся группа детей. Усадив их на стулья, воспитатель предлагает поиграть в новую игру. Стремясь заинтересовать ребят, взрослый достает красивую коробку и, не снимая крышки,

слегка покачивает ее в руках, заставляя звучать находящиеся в ней игрушки.

Воспитатель. Как вы думаете, что лежит в коробке"." Давайте еще раз послушаем.

Попросив детей соблюдать полную тишину, воспитатель повторяет те же действия, и звуки слышатся громче и яснее.

Да, в коробке что-то лежит. Как вы думаете, что это?

Предоставив детям возможность высказаться о том, что им послышалось, и настроив их па внимательное слуховое восприятие, открывает коробку и вынимает игрушки.

Познакомив детей со всеми игрушками, он ставит на стол ширму и прячет за нее игрушки. Правила игры лучше объяснить наглядно-действенным способом.

Вызывает кого-нибудь из детей, надевает ему на голову колпачок Петрушки, предлагает зайти за ширму и выбрать ту игрушку, которая ему больше нравится. Затем показать, как она звучит, а остальные дети должны догадаться, какую игрушку выбрал Петрушка. Если ребята отгадали загадку, Петрушка показывает им игрушку, кланяется и все хлопают ему в ладоши.

Проводя игру, постарайтесь удовлетворить стремление каждого ребенка выполнить активную роль.

Наверняка в вашей группе есть дети, которым трудно соблюдать тишину и управлять своим поведением. Их лучше вызывать раньше (но не самыми первыми). Выполнив активную роль, такой ребенок не может долго участвовать в игре. Чтобы он не нарушал тишину и не мешал остальным, предложите ему какое-нибудь спокойное занятие (альбом, картинки, кубики и пр.), напомните, что нельзя вскакивать с места и мешать остальным детям играть.

Игра для детей младшей группы «Встречайте гостей»

Цели : научить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события; научить ребенка вести себя в коллективе, преодолевать неуверенность в себе; способствовать дальнейшему сближению детей; воспитанию умения вести себя в коллективе; помочь преодолеть неуверенность в себе.

Оборудование: звучащие игрушки, издающие мелодичные протяжные звуки (музыкальная шкатулка с ручкой, игрушечная гармошка, металлофон); бубен, барабан, кастаньеты или деревянные ложки, деревянный молоточек и дощечка; атрибуты костюмов (колпачки, бантики и ленточки, заячьи ушки); настольная ширма.

Предлагается различить по слуху три звука, каждый из которых сигнализирует о появлении нового гостя. Сигналы различаются тембром, высотой и характером звучания (прерывистое, протяжное). Для решения задачи ребенок должен выделить их звуковые особенности и припомнить, какого гостя представляет тот или иной звук. Это требует от ребенка не только активности восприятия, но и хорошей памяти, а также развитого мышления.

В игре может участвовать вся группа. Воспитатель рассаживает детей на стульчики и садится напротив них.

Воспитатель . Давайте поиграем сегодня так, будто мы хозяева и ждем гостей, которые обязательно покажут нам что-то веселое и интересное. Сегодня к нам придут двое петрушек, две куколки и два зайчика. Все вы по очереди будете то гостями, то хозяевами.

Показывает детям приготовленные атрибуты: колпачки для петрушек, ушки для зайчиков, юбочки и бантики для куколок. Потом показывает, что будут делать гости: петрушки могут бегать и смешить детей, куколки — танцевать, а зайчики — прыгать. Объясняет, что гости будут приходить по очереди, а хозяевам нужно самим догадаться, кто собирается прийти, и позвать его.

А теперь, слушайте и запоминайте, как хозяева будут узнавать, какой гость сейчас появится. Если вы услышите вот такой красивый, протяжный звук (играет на гармошке), знайте, что сейчас появятся петрушки. Какой это звук — протяжный или прерывистый? Если вы услышите вот такую музыку (вращает ручку музыкальной шкатулки или исполняет простую мелодию на металлофоне), значит, к нам идут куколки. Под такую музыку они будут плясать. Какие это звуки, протяжные или, как у барабана, отрывистые: бам, бам, бам. Ну, а если зазвучит такой звук (берет бубен и издает ударные звуки), знайте, к нам прискакали зайки. Они любят прыгать под такие отрывистые звуки — скок-скок-скок.

Чтобы дети лучше запомнили звуковые сигналы, воспитатель еще раз повторяет их и напоминает, какому гостю соответствует каждый сигнал. Объясняет, что как только прозвучит сигнал, нужно всем вместе дружно позвать гостей и пригласить их войти. Если звуковая загадка будет отгадана, гости войдут и покажут, что умеют делать. Все дружно похлопают гостям и пригласят их сесть. Так, по очереди хозяева будут встречать всех своих гостей.

Воспитатель выбирает по два ребенка на роль каждого гостя и помогает им надеть соответствующие атрибуты. Напоминает детям, что все они смогут быть гостями. Гости выходят за дверь, в смежную комнату, так. чтобы через приоткрытую дверь они могли слышать и видеть, что происходит в группе, главное, чтобы им были слышны сигналы. Можно усадить детей и в той же комнате поодаль от хозяев.

Воспитатель подходит к столу с игрушками, загораживает их ширмой, чтобы они не были видны ни гостям, ни хозяевам, и подает первый сигнал. Обращаясь к хозяевам, он предлагает назвать гостей и позвать их. Услышав приглашение, гости приходят, кланяются и исполняют свой номер (с помощью воспитателя). Потом, передав свой костюм любому из участников игры, они садятся вместе с хозяевами. Затем подается новый сигнал для следующей пары гостей. Хозяева встречают новых гостей. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли гостей.

В этой игре малышей особенно привлекают роли гостей. Это дает возможность, распределяя роли, активизировать робких, пассивных детей, которые стесняются выступать перед зрителями. Таким детям лучше подбирать в пару более смелых и активных сверстников, чтобы они могли чувствовать себя свободнее и следовать их примеру.

Хорошо, если активные роли будут меняться: в гости могут прийти белочки, солдатики, кошечки, лошадки, дрессированные собачки и т.п. При исполнении этих ролей важно активизировать воображение детей, дать им возможность самим придумать свое выступление.

Восприятие цвета у детей 3-4 лет

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предлагаемые игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач: на целенаправленное различение цветовых тонов; на правильное называние цветов.

Решение задач первого типа связано с тем, что окраска предметов выполняет роль сигнала к действию или его запрету.

Задачи второго типа отличаются тем, что, решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые гона. Правильное называние цветов является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Цветовое восприятие малыша поднимается на более высокий уровень, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета.

Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и привлекательными предметами. В одних случаях цвет может выполнять роль сигнала, побуждающего к определенным игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета. Но во всех случаях различение и называние цветов служат условием игрового общения.

Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам.

1. Предметы должны быть привлекательными для ребенка, вызывать эстетическое чувство.

2. Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней насыщенности и яркости.

Этим требованиям отвечают игрушки и пособия, изготовленные из шелка, пластмассы, картона, дерева, металла.

В распоряжении воспитателя должны быть следующие материалы: разноцветные флажки, цветные ленты, полоски цветной бумаги, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамидки с толстыми кольцами.

Игра для детей 3-4 лет «Бегите ко мне»

Цели: научить сравнивать предметы по цвету; воспитывать умение вести себя в коллективе.

Оборудование : флажки четырех основных цветов спектра: красные, синие, зеленые и желтые. Число флажков должно соответствовать количеству детей в группе, при этом один комплект флажков остается у воспитателя.

Перед тем как проводить игру, важно заинтересовать детей, вызвать у них желание играть. Для этого можно утром приготовить вазу, в которую поставить разноцветные флажки. Показав ее, пообещать, что скоро состоится интересная игра с флажками.

В обещанное время дети садятся на стульчики, расставленные полукругом, а воспитатель обходит их с вазой в руках. Каждый ребенок выбирает себе флажок по своему вкусу, а взрослый спрашивает, какого цвета флажок он взял. Воспитатель оставляет себе по одному флажку каждого цвета, отходит на небольшое расстояние, садится на свой стул и показывает детям один из своих флажков.

Воспитатель. Поднимем наши флажки и помашем ими, вот так! Теперь флажки спрячутся за спину, чтобы никто их не увидел. Давайте положим флажки на колени, чтобы они отдохнули. Интересно, можно ли увидеть что-нибудь через флажок? Приложим его к глазам и посмотрим сквозь него друг на друга. А теперь, ребята, поднимите флажки, но только те, у кого они такого же цвета, как и у меня.

Если кто-то ошибся, воспитатель это отмечает.

Этот флажок (красный, желтый и т.д.) непослушный, он не вовремя выскочил, а вот эти флажки (синие) послушные, молодцы, правильно узнали свой цвет.

Сейчас я по очереди буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой, и если цвет у флажков одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову.

Воспитатель отходит от сидящих детей на некоторое расстояние. Три флажка он держит за спиной, а один поднимает и одновременно называет его цвет; только после этого следует команда, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети прибегают, взрослый предлагает им поднять свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные» это флажки или нет. Если среди флажков есть «непослушные» (другого цвета), воспитатель предлагает им вернуться на место и подождать, когда их вызовут. Все дети с «послушными» флажками, помахав ими, садятся на место. Воспитатель дает новый цветовой сигнал, например: «Желтые флажки, бегите ко мне!» Так постепенно вызываются флажки всех цветов.

Под конец игры воспитатель поднимает сразу все четыре флажка. Все участники игры подбегают к нему, танцуют, потом ставят флажки обратно в вазу.

При повторной игре к четырем основным цветам флажков можно добавить новые: голубой, розовый, оранжевый, коричневый. Это приведет к увеличению числа групп и к уменьшению количества детей в каждой.

Чтобы не утомлять детей долгим ожиданием, можно подавать одновременно два цветовых сигнала, т.е. поднимать два разных флажка.

Ошибки детей нужно исправлять в мягкой, а еще лучше в шутливой форме, чтобы не обидеть малышей и не отбить у них охоту играть.

При проведении этой игры важно, чтобы дети, которые дожидаются своих сигналов, не скучали на местах, а тоже участвовали в игре. Поэтому почаще обращайтесь к ним, привлекайте их к оценке действий сверстников.

Игра для дошкольников 3-4 лет «Ищи свой дом»

Цели: научить различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом; способствовать сближению и организованности группы; научить управлять своим поведением: сдерживать желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели.

Оборудование: разноцветные флажки (по одному каждого цвета) и таких же цветов кружочки (по числу детей в группе). Кружки можно изготовить из цветной бумаги, наклеенной на картон, проделать дыроколом в каждом из них отверстие и продеть в него шнурок.

Игра предлагается в двух вариантах — сюжетном и соревновательном.

В начале года игра проводится с флажками основных цветовых тонов. Потом взамен этих уже усвоенных цветов берутся новые: коричневый, оранжевый и другие дополнительные цвета. Флажки и кружки должны точно соответствовать друг другу по цветовому тону. Оборотная сторона каждого кружка окрашивается в нейтральный цвет — серый или белый. Нужна также коробка для хранения этого игрового материала.

Дома (квадраты) чертятся на полу или на земле на таком расстоянии, чтобы дети, не отвлекаясь, могли наблюдать за действиями друг друга и участвовать в их оценке.

Сюжетный вариант

Игра проводится со всей группой детей в просторном помещении или на участке. Чтобы заинтересовать ребят предстоящей деятельностью, нужно предварительно показать им игровой материал и предметы новых цветов (апельсин, морковку, шоколадку, коричневую варежку).

Воспитатель, не раскрывая значения этих предметов, располагает их на видном месте и обещает детям поиграть в новую игру. В условленное время дети активно участвуют в подготовке к игре: вместе с воспитателем расставляют стульчики, передвигают столы, помогают начертить на полу большие квадраты (четыре дома).

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, садится перед ними за столик с приготовленными дидактическими материалами. Показывает детям флажки знакомых цветов и предлагает их назвать.

Воспитатель. А теперь давайте играть.

Дети встают в круг. Взрослый, находясь в его середине, надевает каждому участнику игры кружок какого-нибудь цвета. Ребенок называет цвет своего кружка. Воспитатель предлагает каждому внимательно посмотреть на полученный кружок, запомнить его цвет и перевернуть на другую сторону.

Не трогать кружок и не открывать его, пока не будет сказано: ищи свой дом!

Выбирает четырех детей, которым дает по флажку разных цветовых тонов (например: одному — красный, другому — синий, третьему — оранжевый, четвертому — коричневый). Каждый из этих детей занимает какой-нибудь дом (квадрат).

Вот какие красивые дома построили в нашем городе. А у вас есть разноцветные кружки. Это приглашения переехать в новый дом такого же цвета, как ваш кружок. Давайте собирать вещи и переезжать на новые квартиры!

Воспитатель показывает различные движения, имитирующие подготовку к переезду, а дети подражают ему. Например, все дружно стирают и чистят одежду, складывают ее, грузят мебель на воображаемую машину, садятся в нее сами и едут. Двигаются по комнате (под удары бубна). По сигналу «Приехали!» все останавливаются, а дети, у которых флажки, поднимают их, чтобы были видны разные цвета.

Ищи свой дом!

Просит детей вспомнить, какого цвета их кружки, перевернуть, посмотреть на них и поискать глазами флажки соответствующих цветов. Дети быстро занимают места в домиках и здороваются с соседями. Воспитатель заходит в каждый дом и вместе с хозяевами флажков проверяет, все ли правильно нашли свой дом. Флажок переходит к «новоселам», которые берут его и начинают шагать по кругу.

Дети (весело напевают). Новый дом, новый дом, дружно в нем заживем!

Воспитатель предлагает ребятам поменяться кружками, и игра начинается снова. Ее участникам предлагается новый вариант задачи на различение цвета.

Соревновательный вариант

Начало игры такое же, как и в сюжетном варианте.

Под звуки бубна дети ходят друг за другом по кругу или змейкой. С прекращением звучания они останавливаются, закрывают глаза. Дети, стоящие в домах (квадратах), по указанию воспитателя бесшумно меняются местами и поднимают флажки. По сигналу «Ищи свой дом!» дети открывают глаза, сравнивают свои кружки по цвету с флажками и быстро занимают место в домиках. Тот, кто первый нашел свой дом (это определяет воспитатель) награждается аплодисментами и становится рядом с хозяином дома.

Игра для детей 3-4 лет «Лети, голубок!»

Цели : научить ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец; способствовать развитию воображения у детей.

Оборудование: виды разноцветных игровых материалов, знакомых детям по предыдущим играм (флажки, кружки (без шнурков), ленточки, пирамидки и пр.).

Участникам игры, согласно ее правилам, приходится действовать по очереди, что довольно сложно для малышей. Тут требуется такая организация игры, при которой дети, ожидающие своего выхода, не скучали, а, скажем, были бы активными болельщиками и судьями. Предложенный прием облегчает ожидание тем, что позволяет ребенку видеть, как приближается его очередь действовать. Игра сближает детей, создает общность их интересов, а радостные переживания, связанные с ролью, развивают их эмоционально.

Количество участников игры не ограничено.

Дети расставляют стульчики и раскладывают игровой материал по всей комнате: на столах, свободных полочках, стульях и пр. Воспитатель следит за тем, чтобы одинаковые по цвету и по характеру предметы располагались в разных местах. Затем малыши садятся на стульчики, а воспитатель — напротив них.

Воспитатель . Давайте сегодня поиграем так. Вы будете голубями с красивыми крылышками. Голуби не простые, а ученые. Они любят свою хозяйку и всегда слушаются ее, и она их очень любит — вкусно кормит, учит, охраняет.

Воспитатель встает, берет коробочку и понарошку кормит своих голубков.

Поели голуби, а теперь поучимся летать.

Дети-«голуби» встают, распрямляют крылышки, поднимают головки, готовясь к полету. По сигналу «Полетели, голуби!» машут крылышками и бегут друг за другом по комнате. Пробежав два-три круга, садятся паевой места.

А теперь голуби будут выполнять разные поручения хозяйки.

Подзывает к себе четырех детей, сидящих с краю. Остальных ребят он просит передвинуться вперед и занять их места, освободив тем самым стулья, которые займут вернувшиеся голуби.

Хозяйка . Летите, голубки, и принесите нам что-нибудь синего цвета (красного, желтого и т.д.). Можно кружок, можно флажок, а можно и ленточку. Летите!

С последними словами дети разбегаются по комнате и ищут предметы названного цвета. Найдя нужные предметы, они возвращаются на место и показывают, что они выбрали. Остальные участники игры вместе с воспитателем проверяют правильность решения задачи.

Затем голуби садятся отдыхать на оставленные для них места, а воспитатель подзывает к себе следующую четверку (дети снова пересаживаются).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побудут в роли голубей.